Алма-Ата ” Эверест. Подготовка к пробегу

Слова этой песенки времен СССР почему-то всегда приходят мне на ум, когда уже все готово к старту, и остается только еще раз свериться со списком необходимого, чтобы чего-нибудь ненароком не забыть. При чем тут четырнадцать минут, я не знаю, но у нас тоже все готово для начала сентябрьской экспедиции, поэтому можно поделиться впечатлениями о том, как мы к ней готовились.
Задача на этот раз поставлена поистине “космическая”. Трое участников, Максим Кевлов, Михаил Козлов и Виталий Абрамов задумали пересечь на квадроциклах вторую по величине пустыню Азии – Такла Макан, и самую большую в мире кучу камней и снега ” Тибетское нагорье. Так уж сложилось, что наши экспедиции не имеют никакой другой цели кроме испытания себя и техники, путем перемещения в пространстве из точки А в точку Б. В качестве точки А, на сей раз выступает Алма-Ата, а в роли точки Б ” Базовый лагерь альпинистов у пика Эверест, расположенный на высоте 5300 метров.
Маршрутец, по самым скромным подсчетам, получился непростой, только в один конец ” больше трех с половиной тысяч километров. Старт пробега, перенесенный на сентябрь из-за задержки с разрешительными документами, тоже не добавляет оптимизма. Похоже, наш поход придется на самый что ни на есть “бархатный сезон” – неимоверная жара в пустыне и собачий холод в горах. Кроме того, муссонные дождички, приходящие сюда в этот период, очень успешно уничтожают то, что местное население именует дорогами. Поэтому, можно считать, что все необходимое для бесчеловечных экспериментов над квадриками и над собой нам обеспечено: температурный диапазон от + 40 до ” 10, серьезное бездорожье, и разреженный воздух в горах.
В качестве средства передвижения мы выбрали квадроциклы CF500 -2А, производства китайской компании CFMOTO. Возможно, в этом есть что-то символичное ” китайские квадрики едут покорять просторы своей собственной родины. Правда, многие наши коллеги по квадропутешествиям были немало удивлены тем, что для такого непростого маршрута мы готовим китайскую технику. Вы ” сумасшедшие, говорили они, – не могли что ли обзавестись чем-нибудь” понадежнее” Тем не менее, я считаю, что наш выбор оправдан, и даже весьма удачен. Свою роль здесь сыграло и то, что дистрибьютор CFMOTO, компания АВМ-Трейд, осуществляющая техническую поддержку экспедиции имеет огромный опыт подготовки техники к различным спортивным и экстремальным мероприятиям.
Стоит ли говорить о том, что квадрик от АВМ чуть ли не вдвое дешевле своего японского аналога, а цена в период всеобщего кризиса имеет далеко не последнее значение. Кроме того, обновленный CF500 -2А, в двухместном исполнении, обладает всеми чертами, необходимыми для реализации того, что мы задумали. Мы успели провести ряд тестовых выездов в болотах Ленинградской области и в горах Алмалытау, в Казахстане. Впечатления от этих поездок только подтверждают правильность нашего выбора.

Квадрик обладает энергоемкой рычажной подвеской, успешно скопированной с Yamaha Grizzly, с достаточным запасом хода для преодоления серьезного бездорожья. В то же время, на CF500 -2А, как показала практика, вполне комфортно и безопасно для резины и трансмиссии ехать по асфальту. Весьма удачные штатные колеса с хорошим грунтозацепом неплохо себя показали и в болотах, и на скользких спусках-подъемах. В качестве полигона для болотных тестов мы использовали один из спецучастков трофи-рейда “Ладога” под названием “Коровий хребет”. Спортсмены представляют как выглядит эта местность в апреле, когда только начал таять снег. Максим проехал всю дистанцию не подключая полный привод, только на заднем. С точки зрения проходимости – весьма убедительно.
Удлиненная база квадроцикла CF500 -2А, дает возможность не только перевозить достаточное количество гермобаулов с экспедиционным оборудованием, но и, в случае необходимости, ехать вдвоем и даже втроем на одном квадроцикле, что, надеюсь, не понадобится, хотя и совсем сбрасывать со счетов такую возможность все же не стоит. Уверенность внушает простой и проверенный временем четырехтактный одноцилиндровый мотор, объемом пол-литра и мощностью 32 лошадиные силы с жидкостным охлаждением. Владельцы CFMOTO с такими моторами говорят, что проблемы с двигателем крайне редки, если конечно не гонять его на запредельных оборотах. То, что мотор карбюраторный, мы сочли даже очень существенным плюсом. При том качестве бензина, которое нас ожидает в удаленных от цивилизации регионах – очень хорошо, что у нас будет возможность, при необходимости, в полевых условиях почистить и перенастроить топливную систему.
Кстати, о настройках. Разреженный горный воздух требует особого подхода к регулировке системы питания мотора. В зависимости от высоты требуется обеднение смеси и увеличение угла опережения зажигания. Регулировку состава смеси мы планируем осуществлять путем замены жиклеров на другие, меньшего сечения. Регулировка зажигания решается заменой блоков управления двигателем, специально рассчитанных для различных высотных диапазонов. Этих блоков, именуемых в народе “мозгами”, набралось довольно много, и, вылетая в Казахстан, Максим, для лучшей сохранности, сложил коробочки в свой шлем и взял с собой в самолет. При досмотре состоялся такой диалог:
– Это ваша сумка”
– Моя.
– Что в ней”
– Шлем.
– А в шлеме что”
– Мозги!
– Понятно. Проходите.
В Казахстане мы провели небольшой “высотный” тест, забравшись по пересохшему руслу реки на высоту чуть более двух тысяч метров. Пересохшему, в том смысле, что в нем отсутствовал поток воды, но значительный уклон, грязь по колено, и россыпи круглых камней, средним размером с футбольный мяч, были для нашей техники неплохой проверкой на прочность. На такой высоте никаких потерь мощности не наблюдалось, даже при стандартных настройках зажигания и карбюраторов. Хотя, преодоление пятитысячных перевалов, скорее всего, потребует коррекции.

Нельзя не отметить качество светотехники, установленной на CF500 -2А. Фонарики китайцам всегда удавались, а свет на наших квадах ” вообще выше всяких похвал! Достаточно мощный, дающий ровную широкую заливку на ближнем, и плотный, хорошо настроенный пучок на дальнем. В блоках фар есть даже указатели поворотов. Они ” не только элемент безопасности для движения по дорогам общего пользования, но и очень удобная штука при движении в колонне ” не надо ни раций, ни жестов ” все заранее видят, куда собирается повернуть головной. Мы решили, что ни в каких дополнительных световых приборах наши квадроциклы не нуждаются.
Одна из особенностей предстоящей экспедиции заключается в практически полном отсутствии населенных пунктов на протяжении многих километров. Участникам предстоит везти с собой не только воду, пищу и бивачное снаряжение, но и огромный запас топлива. Для этого квадроциклы оборудованы дополнительными топливными баками, по 120 литров и усиленными пружинами подвесок.
Наши CFMOTO оборудованы помимо электростартера резервным, “веревочным” пускачом. Однако, квадроциклисты знают, как нелегко бывает вручную прокрутить двигатель большого объема маленьким ручным стартером, особенно если райдер уже растратил силы или отягощен “горной болезнью”. Максим доработал систему запуска, установив на валу двигателя храповик, через который к мотору подключается внешний шкив большого диаметра. Это устройство, хотя его и нельзя назвать компактным, существенно облегчает пуск, например, в случае поломки основного, электрического стартера или разряженного аккумулятора.
На этом, собственно, доработки и заканчиваются. Во всем остальном, наша техника ничем не отличается от серийной.

Алма-Ата " Эверест. Подготовка к пробегуК экстремальным условиям предстоящего перехода мы стали готовить не только технику, но и наши организмы, которым помимо неординарной выносливости потребуется и адаптация к условиям недостатка кислорода в воздухе, свойственном высокогорным районам. Известно, что существенный недостаток кислорода, который испытывают органы человека на высотах более трех тысяч метров – так называемая “горная болезнь”, может привести не только к снижению работоспособности, но и к серьезным проблемам, вплоть до отека легких или мозга.
Поэтому, при подготовке к этой экспедиции, помимо обычных тренировок, команда прошла курс интервальной гипоксической тренировки в барокамере, имитируя подъем на высоту до 5000 метров со скоростью 20 метров в секунду. Не знаю, как мы будем чувствовать себя в условиях реального высокогорья, но первые две недели ежедневных тренировок “горняшка” отнимала у нас с Максимом весь имеющийся запас здоровья. Для нас, привыкших жить буквально на уровне моря, один час, проведенный в условиях разреженного воздуха оборачивался сонливостью, каким-то гнусным ознобом, и полным неприятием какой бы то ни было разумной деятельности на весь оставшийся день. По ходу продолжения тренировок, негативные симптомы исчезли. Михаил оказался более устойчивым к гипоксии, у него во время опытов с барокамерой никаких симптомов горной болезни не проявилось.
Непростую задачу в подобных путешествиях представляет подготовка фото и видеотехники к выживанию в сложных условиях. Ведь хочется привезти из поездки не только яркие впечатления, но и не менее яркие и динамичные картинки, чтобы было чем поделиться с друзьями. А для техники самый вредоносный фактор ” это пыль. В эту экспедицию, помимо привычных фото и видеокамер в герметичных боксах, мы берем с собой специальную “экстрим-камеру”. Миниатюрная камерная головка с оптикой в ударопрочном герметичном корпусе крепится к шлему райдера, а записывающее устройство, размером с мобильный телефон можно положить в карман. Надеюсь, что с такой конструкцией нам удастся, не отвлекаясь от управления квадроциклом, получить динамичную картинку, которую, в буквальном смысле, видит райдер, находящийся в самой гуще экстремальных событий.

Участники экспедиции выражают благодарность компании АВМ-Трейд за техническую поддержку и компании Тропоход за навигационное обеспечение.