С 21 по 24 сентября квадроклуб «Барс Путешественник» (клуб официального дилера CFMOTO в Иркутске) проехал по одному из самых известных маршрутов Прибайкальского хребта — Сарминскому кольцу.
Рассказывает Николай Голованов, руководитель клуба:
«Душа путешественника всегда жаждет новых удивительных маршрутов и открытий. Как известно, приключения начинаются со слов: «Я знаю одну короткую дорогу!» Вот и в этот раз возникла идея скрасить пару будничных дней, внеся новизну в уже знакомый многим маршрут «Сарминское кольцо», немного расширив его.
Задача: проехать от Курмы до старательской артели, перевалив через хребет, и далее вдоль рек Сарма, по Левой Иликте, а затем по Лобазной и Средней Иликте добраться до прииска. На всех картах наш предполагаемый путь был обозначен пунктирной линией — «грунтовая дорога», указаны несколько небольших бродов, а в некоторых низинах было написано «автозимник». И что немаловажно, нарисовано несколько зимовий — всё прекрасно, всё благоволит. Поэтому сомнения прочь: снаряжаемся и едем!
Стартовали в субботу, 21 сентября, с расчётом вернуться в Иркутск в понедельник, 23 сентября. Всего было 8 единиц техники, из них 3 CFMOTO — новинка CFORCE 800 HO EPS NEW и два CFORCE 1000 EPS NEW 2024 года выпуска. В основном все квадроциклы ехали без проблем. На тяжёлых участках мы слезали с квадроциклов и проводили их по грязи, идя рядом. Чаще всего застревали только багги.
Первый день прошёл по плану — ночевали в комфортном зимовье с праздничным ужином, шашлыками и баней. Прекрасно проведя, ночь, утром команда выдвинулась навстречу приключениям. Вдоль Сармы мы прошли в стандартном режиме и свернули на Левую Иликту. Накатанные колеи и плотный грунт под колёсами внушали оптимизм. Двигались быстро, проехали сопку, и на спуске к реке упёрлись в красно-жёлто-зелёно-чёрное горное болото, поросшее мелкими кустарниками и мхом, на котором в изобилии росла кислая клюква. Из этой мягкой торфяной поверхности торчали редкие сухие скелеты лиственниц — мрачные останки после давнишнего пожара. По старым, затянутым травой колеям от когда-то проехавшей здесь техники угадывалось направление движения. Вот он, «автозимник» во всей своей красе! Скорость передвижения колонны упала почти до нуля, квадроциклы застревали на каждой сотне метров, багги — на каждых пятидесяти. Трава наматывалась на приводы, палки забивались между рычагами, и в большинстве случаев ехать было возможно только по мелким кустикам, что мы и старались делать. Тем не менее, несмотря на физическое напряжение, нам всем было весело. Мы двигались дружной колонной, помогая друг другу вытаскивать застрявшую технику. Болото кончилось, дорога пошла вдоль каменной горы, по острому плитняку, потом по плотному суглинку. Скорость возросла, снова появился оптимизм — мы приближались к речке, к тому месту, на котором на карте были нарисованы зимовья, где и предполагался ночлег.
Однако нарисованное на карте абсолютно не означает, что это есть на самом деле. К сожалению, в указанном месте были только остатки изб, абсолютно непригодных для размещения. Время сделало своё дело — всё разрушено. Уже приближались сумерки, поэтому мы приняли решение поставить палаточный лагерь на небольшой полянке на берегу Лобазной. Развели костёр, сварили борщ с тушенкой, поужинали, и вместе с сытостью пришла усталость — у всех ранний отбой.
Под утро в палатке стало прохладно. Я проснулся от шумной дискуссии возле костра — в разгаре несанкционированный стихийный митинг оппозиционно настроенного электората. Слышна критика в адрес руководства экспедицией, обсуждается прошедший день и реалистичность идеи пройти задуманным маршрутом. Полный плюрализм мнений: «Только вперёд — мы выбираем бой!», «Зачем мы сюда поехали? — Мы все умрём!», «Дорога на Манзурку — это наше спасение!». Пробудился весь лагерь. Завтракаем и планируем дальнейшие действия. Решили попробовать ещё дальше проехать по намеченному маршруту, контролируя точку невозврата и остатки бензина, чтобы была возможность вернуться назад по уже пройденному пути. Дорога в нужном нам направлении вдоль речки Лобазной оказалась ненамного лучше той, что была до места нашей стоянки. Мы видели следы лесозаготовительных работ, деляны и складированные бревна, очередное разрушенное зимовье. Маршрут правильный, проход есть, движемся.
В конце концов, дорога приводит нас на большую поляну. По карте нужно пересечь брод и двигаться дальше. Речка есть, брод есть, но после брода дороги нет. Мы предприняли ещё несколько безрезультатных попыток найти заход — бесполезно. Вот и точка невозврата: переходить нельзя. Обедаем, разворачиваемся и — «Алга!» — вперёд в обратном направлении!
Дорога домой всегда быстрее — подтверждаю! Топкие места, где мы вчера ползли и застревали в каждой луже, сегодня проезжаем без проблем. Ходом едем по кустам, как по асфальту. И хотя «гряземесные» препятствия по-прежнему встречаются и поджидают ничего не подозревающего райдера, их всё же удаётся проходить, и даже если застревали — удаётся быстро вытащиться с помощью боевых товарищей! Удивляемся, почему мы вчера так долго буксовали!?
Но без сюрпризов всё же не обошлось. В одной из колей не оказалось дна, и квадрик Владимира завалился набок, полностью погрузившись в эту Марианскую впадину! Как говорится, не расслабляйся, а то будут неприятности. Результат: полный движок воды, замена масла и полуторачасовая реанимация. К счастью, в нашей команде всегда есть эффективные специалисты с необходимыми инструментами и запчастями. В зимовье мы прибыли уже по темноте — уставшие, но довольные и уверенные в завтрашнем дне! Быстро истопили баню, попарились, сделали ужин, и вот он, долгожданный отбой в теплом сухом помещении. Хвала Всевышнему!
Проснулись рано — нужно ехать домой, близкие наверняка беспокоятся, ведь мы должны были вернуться ещё вчера. Быстрый завтрак, быстрый сбор, навели порядок в приютившей нас обители, мусор в огонь, банки и бутылки с собой — вперёд! Едем знакомой, но незнакомой дорогой. На выходе к Байкалу останавливаемся, есть связь, СМС и звонки близким — всё в порядке, не волнуйтесь, скоро будем! Едем к машинам. Датчики топлива давно горят и моргают, но бензина хватило — доехали «на парах».
Хорошо то, что хорошо заканчивается. Получили заряд адреналина, но в итоге всё у нас в порядке. Сидим довольные обедаем и с улыбками на лице вспоминаем былые тяготы и лишения. И снова все готовы к приключениям. Но не сейчас — через неделю!»
P.S. Общий километраж квадропутешествия составил 214 км, расход топлива: бак плюс 30 литров.