Газовать — значит, застрять: как ехать на квадроцикле по болоту, снегу и песку, чтобы не пришлось идти за трактором

Когда колеса достают до твердой поверхности — все просто: даешь больше газа и проезжаешь. Но в болоте, глубоком снегу и песке такая тактика не работает. Здесь важно, чтобы квадроцикл не зарывался и не терял сцепление. Для этого нужно
подобрать подходящие шины и манеру езды.

Расскажем про основные приемы, которые помогут уверенно ехать по зыбким покрытиям.

Газовать — значит, застрять: как ехать на квадроцикле по болоту, снегу и песку, чтобы не пришлось идти за трактором
По болоту или глубокому снегу квадрик едет с пешеходной скоростью и иногда застревает, так что придется запастись терпением и временем

Выбрать подходящие шины

Важно, чтобы резина не резала поверхность под собой. Для этого она должна быть широкой и мягкой, с частыми и не слишком крупными грунтозацепами — высотой примерно до 2,5 см.

Если не хочется тратить бюджет на специальные шины для снега и песка, подойдут универсальные варианты вроде CST STAG. На низком давлении эта резина «утаптывает» покрытие — за счет этого квадроцикл легче проходит рыхлые участки.

Газовать — значит, застрять: как ехать на квадроцикле по болоту, снегу и песку, чтобы не пришлось идти за трактором
На фото пример универсальной резины: благодаря частым и не слишком высоким грунтозацепам она подойдет и для снега, и для песка

Снизить давление

При пониженном давлении резина сплющивается, вес квадрика распределяется равномернее, а сцепление с грунтом улучшается.

Оптимальное давление для болота, песка и снега — 0.2–0.3 атм. Опускать ниже не стоит: при неправильном распределении мощности и скорости шину может сорвать с диска.

Чтобы безопасно ездить на сверхнизком давлении, нужно установить бедлоки — специальные зажимы, которые фиксируют покрышку на диске. С ними риск «разуться» минимальный.

Газовать — значит, застрять: как ехать на квадроцикле по болоту, снегу и песку, чтобы не пришлось идти за трактором
Спустить давление можно и без инструмента. А вот чтобы накачать шину и измерить давление в ней, потребуется компрессор с манометром

Поставить лебедку и научиться ею пользоваться

В глубоком снегу или в болоте квадроцикл застрянет почти наверняка. Чтобы не вытаскивать его вручную, потребуется лебедка. У большинства моделей она установлена с завода, но если нет — нужно поставить.

При выборе обращаем внимание, чтобы трос был синтетический — он не ранит руки при обрыве, не оставляет заусенцев и не тонет в воде.

Тяговое усилие должно быть примерно в 2,5 раза больше массы квадроцикла — тогда лебедка будет работать без надрыва и прослужит дольше.

Научиться использовать лебедку лучше до того, как техника застрянет. Вот четыре простых правила, которые помогут квадрик без поломок:

  1. Цепляться за объект подальше — так тяговое усилие будет выше, а нагрузка на лебедку меньше. При этом следить, чтобы на барабане осталось минимум 5 витков троса, иначе он может порваться.
  2. Выбирать надежный «якорь» — например, толстое дерево или другую технику.
  3. Давать мотору лебедки остыть после 3–4 минуты работы. В перерыве можно просто отдохнуть или закрепить трос более эффективно и скорректировать траекторию вытягивания. Но в большинстве случаев квадрик выбирается с первых попыток.
  4. Не использовать лебедку как рывковый трос — если квадрик закреплен за другую технику, она должна стоять неподвижно и не пытаться тащить. Рывковые нагрузки ломают барабан, редуктор и крепления.

Газовать — значит, застрять: как ехать на квадроцикле по болоту, снегу и песку, чтобы не пришлось идти за трактором
Можно помогать лебедке квадриком — сначала натягиваем трос, потом слегка нажимаем на газ, чтобы колеса потихоньку выкарабкивались. Повторяем эти действия, пока не удастся выехать. Так мы используем две силы: и лебедку, и двигатель техники

Включить пониженную передачу и блокировку

По ровным дорогам и легкому бездорожью обычно ездят на повышенной передаче — так больше скорость. Но на зыбком грунте лучше включить «понижайку»: на ней квадроцикл едет медленнее, зато тяга стабильнее, а риск пробуксовки меньше.

Важна и блокировка дифференциала — с ней квадроциклу проще ехать по бездорожью, потому что крутящий момент передается на все заблокированные колеса. Без блокировки одно колесо будет рыть яму, а второе — стоять.

Пониженную передачу и блокировку включают заранее перед бездорожьем — после застревания их эффективность будет ниже.

Держать ровный темп и не спешить

По мягкому покрытию лучше ехать плавно, сохраняя набранный ход. Если квадроцикл вязнет, резко газовать нельзя, потому что колеса начнут зарываться. Лучше сдать назад и попробовать пройти сложный участок снова — с легким разгоном.

Правила движения по болоту:

  • выбирать нетронутые участки — там, где ехала техника, обычно жидко;
  • избегать мест, где трава более яркая и зеленая: скорее всего, под ними глубокая трясина;
  • в особенно топких местах слезать с квадроцикла и идти рядом с ним, чтобы уменьшить давление колес на поверхность;
  • придерживаться деревьев: благодаря их корневой системе грунт становится более твердым.

По песку:

  • в рыхлом песке желательно избегать колеи — пробираться по ней сложнее;
  • в мокром песке можно ехать по накатанным следам — они плотнее и устойчивее;
  • подъемы лучше преодолевать с разгона — так меньше риск застрять.

По снегу:

  • ехать по колее — она лучше держит;
  • утрамбовывать путь: как только техника вязнет — сразу отпускаем газ, сдаем немного назад по своей колее и снова плавно едем вперед;
  • при застревании раскачивать квадрик вперед-назад, чтобы накатать под собой площадку и выбраться по ней;
  • если не помогает, можно расчистить снег под теми частями квадроцикла, которыми он «засел» — обычно это мосты и защита.

Тормозить на рыхлом грунте тоже рискованно: колеса будут резать поверхность и тонуть.

Газовать — значит, застрять: как ехать на квадроцикле по болоту, снегу и песку, чтобы не пришлось идти за тракторомОсобенно опасно ехать по болоту, когда не видно дна — можно не заметить препятствие. Это еще одна причина, по которой не стоит пытаться проскочить воду с разгона

Сместиться назад

Перенос тела назад разгружает передние колеса — так они легче накатываются на поверхность и меньше ее продавливают. Ехать лучше стоя на подножках и с чуть согнутыми коленями, чтобы было проще держать равновесие. Главное — найти баланс, когда передняя ось еще тянет технику вперед, а задняя не буксует.

Что делать при застревании

Самый надежный вариант — вытащить квадроцикл лебедкой. Но можно попробовать выехать своим ходом.

  1. Не газовать резко, чтобы не закопаться глубже.
  2. Попробовать раскачку вперед–назад с ровным газом и без рывков.
  3. Попытаться сдать задом по колее и пройти участок с небольшого разгона, но без пробуксовки.

С каждой неудачной попыткой квадроцикл будет погружаться глубже. Поэтому, если время поджимает, лучше не экспериментировать.

Видео-инструкция от профи: как ездить по болоту

Болото — самое опасное препятствие, но и езда по нему дарит особые эмоции. Посмотрите советы опытного райдера, которые помогут не застревать:

Кратко

Для езды по снегу, песку или болоту стоит немного спустить шины, включить пониженную передачу и блокировку дифференциала. Двигаться нужно плавно, без резких ускорений и торможений — чтобы квадроцикл катился, а не копал. Вес смещаем назад и едем стоя.

Если квадроцикл все же застрял, сильно газовать нельзя — лучше попытаться вытащить технику лебедкой.