Когда колеса достают до твердой поверхности — все просто: даешь больше газа и проезжаешь. Но в болоте, глубоком снегу и песке такая тактика не работает. Здесь важно, чтобы квадроцикл не зарывался и не терял сцепление. Для этого нужно
подобрать подходящие шины и манеру езды.
Расскажем про основные приемы, которые помогут уверенно ехать по зыбким покрытиям.

По болоту или глубокому снегу квадрик едет с пешеходной скоростью и иногда застревает, так что придется запастись терпением и временем
Выбрать подходящие шины
Важно, чтобы резина не резала поверхность под собой. Для этого она должна быть широкой и мягкой, с частыми и не слишком крупными грунтозацепами — высотой примерно до 2,5 см.
Если не хочется тратить бюджет на специальные шины для снега и песка, подойдут универсальные варианты вроде CST STAG. На низком давлении эта резина «утаптывает» покрытие — за счет этого квадроцикл легче проходит рыхлые участки.

На фото пример универсальной резины: благодаря частым и не слишком высоким грунтозацепам она подойдет и для снега, и для песка
Снизить давление
При пониженном давлении резина сплющивается, вес квадрика распределяется равномернее, а сцепление с грунтом улучшается.
Оптимальное давление для болота, песка и снега — 0.2–0.3 атм. Опускать ниже не стоит: при неправильном распределении мощности и скорости шину может сорвать с диска.
Чтобы безопасно ездить на сверхнизком давлении, нужно установить бедлоки — специальные зажимы, которые фиксируют покрышку на диске. С ними риск «разуться» минимальный.

Спустить давление можно и без инструмента. А вот чтобы накачать шину и измерить давление в ней, потребуется компрессор с манометром
Поставить лебедку и научиться ею пользоваться
В глубоком снегу или в болоте квадроцикл застрянет почти наверняка. Чтобы не вытаскивать его вручную, потребуется лебедка. У большинства моделей она установлена с завода, но если нет — нужно поставить.
При выборе обращаем внимание, чтобы трос был синтетический — он не ранит руки при обрыве, не оставляет заусенцев и не тонет в воде.
Тяговое усилие должно быть примерно в 2,5 раза больше массы квадроцикла — тогда лебедка будет работать без надрыва и прослужит дольше.
Научиться использовать лебедку лучше до того, как техника застрянет. Вот четыре простых правила, которые помогут квадрик без поломок:
- Цепляться за объект подальше — так тяговое усилие будет выше, а нагрузка на лебедку меньше. При этом следить, чтобы на барабане осталось минимум 5 витков троса, иначе он может порваться.
- Выбирать надежный «якорь» — например, толстое дерево или другую технику.
- Давать мотору лебедки остыть после 3–4 минуты работы. В перерыве можно просто отдохнуть или закрепить трос более эффективно и скорректировать траекторию вытягивания. Но в большинстве случаев квадрик выбирается с первых попыток.
- Не использовать лебедку как рывковый трос — если квадрик закреплен за другую технику, она должна стоять неподвижно и не пытаться тащить. Рывковые нагрузки ломают барабан, редуктор и крепления.

Можно помогать лебедке квадриком — сначала натягиваем трос, потом слегка нажимаем на газ, чтобы колеса потихоньку выкарабкивались. Повторяем эти действия, пока не удастся выехать. Так мы используем две силы: и лебедку, и двигатель техники
Включить пониженную передачу и блокировку
По ровным дорогам и легкому бездорожью обычно ездят на повышенной передаче — так больше скорость. Но на зыбком грунте лучше включить «понижайку»: на ней квадроцикл едет медленнее, зато тяга стабильнее, а риск пробуксовки меньше.
Важна и блокировка дифференциала — с ней квадроциклу проще ехать по бездорожью, потому что крутящий момент передается на все заблокированные колеса. Без блокировки одно колесо будет рыть яму, а второе — стоять.
Держать ровный темп и не спешить
По мягкому покрытию лучше ехать плавно, сохраняя набранный ход. Если квадроцикл вязнет, резко газовать нельзя, потому что колеса начнут зарываться. Лучше сдать назад и попробовать пройти сложный участок снова — с легким разгоном.
Правила движения по болоту:
- выбирать нетронутые участки — там, где ехала техника, обычно жидко;
- избегать мест, где трава более яркая и зеленая: скорее всего, под ними глубокая трясина;
- в особенно топких местах слезать с квадроцикла и идти рядом с ним, чтобы уменьшить давление колес на поверхность;
- придерживаться деревьев: благодаря их корневой системе грунт становится более твердым.
По песку:
- в рыхлом песке желательно избегать колеи — пробираться по ней сложнее;
- в мокром песке можно ехать по накатанным следам — они плотнее и устойчивее;
- подъемы лучше преодолевать с разгона — так меньше риск застрять.
По снегу:
- ехать по колее — она лучше держит;
- утрамбовывать путь: как только техника вязнет — сразу отпускаем газ, сдаем немного назад по своей колее и снова плавно едем вперед;
- при застревании раскачивать квадрик вперед-назад, чтобы накатать под собой площадку и выбраться по ней;
- если не помогает, можно расчистить снег под теми частями квадроцикла, которыми он «засел» — обычно это мосты и защита.
Сместиться назад
Перенос тела назад разгружает передние колеса — так они легче накатываются на поверхность и меньше ее продавливают. Ехать лучше стоя на подножках и с чуть согнутыми коленями, чтобы было проще держать равновесие. Главное — найти баланс, когда передняя ось еще тянет технику вперед, а задняя не буксует.
Что делать при застревании
Самый надежный вариант — вытащить квадроцикл лебедкой. Но можно попробовать выехать своим ходом.
- Не газовать резко, чтобы не закопаться глубже.
- Попробовать раскачку вперед–назад с ровным газом и без рывков.
- Попытаться сдать задом по колее и пройти участок с небольшого разгона, но без пробуксовки.
Видео-инструкция от профи: как ездить по болоту
Болото — самое опасное препятствие, но и езда по нему дарит особые эмоции. Посмотрите советы опытного райдера, которые помогут не застревать:
Кратко
Для езды по снегу, песку или болоту стоит немного спустить шины, включить пониженную передачу и блокировку дифференциала. Двигаться нужно плавно, без резких ускорений и торможений — чтобы квадроцикл катился, а не копал. Вес смещаем назад и едем стоя.
Если квадроцикл все же застрял, сильно газовать нельзя — лучше попытаться вытащить технику лебедкой.

10 самых частых ошибок при обслуживании квадроцикла и как их не допускать
Подготовка квадроцикла к зиме: хранение, обслуживание и советы для легкого старта весной
Гайд для новичков по управлению багги: что делать за рулем, как ехать по грязи и спускаться с горы
Почему бензиновые багги все еще самые популярные и какую модель купить в России
Погонять как на своем: где арендовать багги, чтобы было что вспомнить
Когда хочется экстрима: выбираем двухместный багги для жесткого оффроуда
Если квадроцикла мало: выбираем четырехместный багги для активного отдыха
Для тех, кто не ездит в одиночку: выбираем шестиместный багги для сложного бездорожья
Можно ли взять CFMOTO UFORCE вместо Can-Am Traxter и Defender. Честное сравнение для тех, кто ищет достойную альтернативу канадцам