Лебёдка — нужная вещь при поездках по бездорожью. Она позволяет вытащить застрявший квадроцикл из грязи, воды или глубокой колеи. Многие модели квадроциклов и мотовездеходов CFMOTO имеют лебёдку с завода, к другим её нужно докупать отдельно. В этой статье мы расскажем, как устроена лебёдка, на что обратить внимание при выборе, а также дадим полезные советы по её использованию.
Как устроена лебёдка
Лебёдка для квадроцикла представляет собой барабан с тросом. С одной стороны от барабана располагается электромотор, с другой – редуктор. Вращение с электромотора на редуктор передаёт вал, который проходит внутри барабана. В редукторе располагаются шестерни планетарного механизма.
Редуктор понижает число оборотов и увеличивает тяговое усилие. Вращение с редуктора передаётся на барабан, который наматывает трос, создавая тяговое усилие и постепенно доставая застрявшую технику.
Что такое тяговое усилие
Один из ключевых параметров, который нужно учитывать при выборе лебёдки – тяговое усилие. От него зависит предельный вес груза, который можно оторвать от поверхности. С каждым мотком барабана усилие лебёдки снижается.
Тяга измеряется в фунтах (и обозначается на лебедках lbs), 1 фунт = 0,45 кг. Усилие зависит от ряда особенностей: диаметра барабана, количества намотанных витков, мощности электродвигателя, а также передаточного числа редуктора.
Не всегда нужно выбирать самую мощную и быструю лебедку: чем мощнее механизм, тем сложнее с ним обращаться. Новички могут навредить технике и даже своему здоровью – нередки случаи, когда порвавшийся трос или поломанный крюк наносит травмы.
На что обратить внимание при выборе
Мощность
Подбирается под кубатуру квадроцикла:
- до 400 кубов — подойдет лебёдка 2000 lbs;
- 500-600 кубов — 2500-3000 lbs
- 700-800 кубов — минимум 2500, а лучше – 3000-3500 lbs;
- «литровый» квадроцикл или мотовездеход SSV — от 3000 lbs.
Материал троса
Стальной – дешёвый и простой. Требует работы в перчатках, не ремонтируется. При неумелом обращении может нанести травму.
Синтетический – требует ухода, но прост в эксплуатации. Он не «выстреливает», а если трос повредился или порвался, его можно заплести на месте.
Большинство специалистов считают, что выбирать материал нужно на основе личных предпочтений: одни райдеры со временем склоняются к стали, другие – к синтетике.
Монтаж и подключение
Лебёдка устанавливается на специальную площадку на раме квадроцикла. Если площадка отсутствует, её нужно купить и установить согласно инструкции. На площадке есть штатные места крепления, которые подходят к классическим лебедкам с тяговым усилием до 3500 футов.
При выборе лебёдки обратите внимание на ширину барабана:
- модели с тягой до 3500 футов оснащены узким барабаном и подходят к штатному крепежу;
- модели с тягой 4500+ футов имеют широкий барабан, для их установки придётся вносить доработки по месту;
- модели с тягой 4000 футов могут иметь узкий или широкий барабан — нужно смотреть по факту.
При определённых навыках можно доработать крепёж и установить практически любую лебедку – главное не делать крепёж «на излом» и не усиливать слабые места. Если квадроцикл на гарантии, желательно не трогать раму и купить штатную лебедку.
Установить лебёдку легко, а вот с подключением придётся повозиться. Чтобы проложить проводку, желательно снять с квадроцикла пластик. Лебёдку нужно подключить к блоку управления и АКБ. При этом рекомендуется делать силовой кабель максимально коротким, чтобы избежать потери тока. Все провода нужно спрятать в гофру, чтобы они не соприкасались с рамой и были защищены от влаги.
Как вытащить квадроцикл из грязи с помощью лебёдки
- Наденьте перчатки. Стальной трос может сильно травмировать руки, а при работе с синтетическим ремнём появляются мозоли.
- Переключите фиксатор в ручную размотку. Это позволит вручную размотать трос, экономя время и заряд аккумулятора.
- Освободите крюк и наденьте на него корозащитную стропу.
- Отмотайте необходимую длину троса. Убедитесь, что трос держится крепко.
- Обмотайте корозащитную стропу вокруг дерева или накиньте на фаркоп другой машины. Точка крепления должна находиться максимально далеко — это позволит создать большее плечо и повысить силу тяги.
- Зафиксируйте концы стропы на крюке.
- Переключите рычаг фиксации с ручной размотки.
- Плавно натяните трос.
- Осмотрите точку опоры и оцените правильность укладки троса. Важно убедиться, что всё надёжно закреплено и правильно работает.
- Уберите все препятствия с траектории движения. Трос должен ложиться на барабан ровно.
- Медленно натягивайте трос и подавайте газ. Важно придерживаться намеченной траектории.
- После того, как квадроцикл сможет продолжить движение своим ходом, смотайте трос.
Полезные советы
- При работе с лебёдкой надевайте перчатки – они защитят от порезов и царапин.
- Обзаведитесь тросовым блоком, увеличивающим тяговое усилие. Это особенно актуально при лебежении в сложных ситуациях.
- Отслеживайте заряд АКБ, чтобы она не разрядилась в самый ответственный момент.
- Вытаскивайте технику с перерывами, поворачивайте руль в сторону троса – это облегчит работу электромотора.
- Не держитесь за трос и не опирайтесь на него – это может привести к травме.
Если у вас остались вопросы или вы хотите получить дополнительную консультацию по приобретению, установке, эксплуатации и техническому обслуживанию лебедки для квадроцикла или мотовездехода, вы может обратиться к ближайшему официальному дилеру CFMOTO.