Как управлять квадроциклом

09 июня 2022

Научиться водить квадроцикл на базовом уровне можно буквально за 5 минут – этого вполне достаточно, чтобы ознакомиться с органами управления, освоить работу с газом и тормозом. Но чтобы узнать чуть больше нюансов, рекомендуем прочитать эту статью. В ней мы расскажем о правильной посадке и стойках, хитростях маневрирования и езды по бездорожью.

Какие органы управления есть у квадроцикла

Большинство клавиш и тумблеров расположены на левой рукоятке руля, а рычаг газа и переключатели режимов трансмиссии – на правой. Рассмотрим органы управления более подробно на примере модели CFMOTO CFORCE 1000 EPS.

Как управлять квадроциклом
1 – звуковой сигнал. 2 – аварийная сигнализация. 3 – переключатель указателей поворотов. 4 – управление светом. 5 – клавиша управления зажиганием. 6 – клавиша управления лебедкой. 7 – флажок, под которым находятся клавиши включения полного привода (4WD) и блокировки дифференциала (F-LOCK). 8 – курок газа.

Для торможения на этой модели предусмотрены педаль со стороны правой подножки, отвечающая за передние и задние колеса сразу, и рычаг на правой рукоятке – для замедления передних колес. Также есть ручной тормоз. На других квадроциклах органы управления могут располагаться иначе: например, часто педаль и левый рычаг отвечают за задний тормоз, а правый рычаг – за передний. Все это можно узнать на практике или в руководстве по эксплуатации.

Режимы работы трансмиссии

Почти все квадроциклы оснащены вариаторной трансмиссией. Она самая простая и удобная: не нужно выжимать сцепление и выбирать передачи в процессе движения, а непрерывный поток мощности повышает проходимость.

Передачи

В дополнение к вариатору на квадроцикле устанавливается КПП. Рычаг переключений может быть в одном из пяти положений:

  • L – понижающая передача – снижает нагрузку на двигатель и позволяет ему легче прокручивать колеса. Пригодится при покорении склонов, буксировке грузов и преодолении бездорожья;
  • H – повышающая передача – универсальный режим движения для всех ситуаций, когда нет большой нагрузки на двигатель;
  • N – нейтраль;
  • R – задний ход;
  • P – парковочная блокировка.

Включать передачи следует только после полной остановки, выжав тормоз и снизив обороты двигателя до холостых.

Для короткой передышки – например, чтобы глотнуть воды или пообщаться с товарищами – можно просто отпустить рычаг газа. Квадроцикл быстро снизит скорость и остановится.

Для стоянки включаем парковочную или нейтральную передачу и ручной тормоз.

Полный привод и блокировка дифференциала

Полный привод повышает проходимость и делает технику более стабильной на скользком или сыпучем покрытии. Чтобы ничего не сломать, включать режим 4WD можно только после полной остановки квадроцикла.

Блокировка дифференциала помогает квадроциклу не застрять при вывешивании или пробуксовке – за счет того, что крутящий момент передается на все колеса, им проще найти сцепление с поверхностью. Блокировку можно включать только после полной остановки. Из-за нагрузки на приводы пользоваться ею лучше только при движении по прямой траектории.

Как ездить на квадроцикле с вариатором

  • Убеждаемся, что стоит передача N или P;
  • нажимаем на педаль тормоза;
  • переводим выключатель зажигания в нужное положение;
  • поворачиваем ключ;
  • нажимаем кнопку запуска;
  • если двигатель не заводится больше 5 секунд, отпускаем кнопку и пробуем снова;
  • после запуска мотора даем ему поработать на холостом ходу несколько минут – для прогрева;
  • снова нажимаем тормоз, включаем передачу L или H;
  • плавно повышаем обороты двигателя — для этого нажимаем на рычаг газа.

Как управлять квадроциклом

Как ездить на квадроцикле с механической КПП

Механическая КПП используется на мощных кроссовых и малокубатурных квадроциклах. Чтобы тронуться:

  • заводим двигатель;
  • полностью выжимаем сцепление рычагом на левой рукоятке;
  • включаем передачу с помощью рычага около левой подножки;
  • затем добавляем немного оборотов нажатием на рычаг газа и плавно отпускаем сцепление.

Для переключения на другую передачу полностью отпускаем газ и выжимаем сцепление.Чтобы понять, когда переключаться, можно ориентироваться на:

  • ощущения. Если квадроцикл вяло набирает скорость и дергается, нагрузка на двигатель слишком сильная – переключаемся вниз. Если мотор работает очень громко – переключаемся вверх;
  • скорость движения. Повышаем передачу примерно каждые 15-20 км/ч.

Краткий курс управления квадроциклом

Дальше мы покажем правильную посадку и стойки, расскажем о нюансах разгона и торможения, езды по склонам, прохождения поворотов и преодоления препятствий.

Где тренироваться

Для первой поездки лучше найти ровную площадку без препятствий и уклона. После того, как вы освоите базовые навыки, можно учиться преодолевать холмистую местность. Не слишком опасную – выбираем такую, чтобы без проблем ходить пешком.

Экипировка

Как управлять квадроциклом

Важно всегда ездить в шлеме с очками или визором – он убережет от насекомых и пыли, летящих из-под колес камней и грязи, защитит при падении.

Если поездка долгая, желательно также надеть:

  • непродуваемый и непромокаемый костюм из мембранной ткани: он защищает даже от сильного дождя и порывистого ветра, в нем можно преодолевать броды и глубокие лужи и оставаться сухим;
  • нескользкие непромокаемые перчатки – они не дают рукам замерзнуть и обеспечивают хорошее сцепление с рукоятками;
  • ботинки с фиксацией голеностопа, наколенники и «черепаху»: все это позволит избежать травм на покатушках.

Правильная посадка и стойки

При движении по ровной дороге можно ехать сидя – так центр тяжести будет ниже и квадроцикл сохранит стабильность на скорости. В этом случае спина должна быть прямой, плечи расслаблены, а локти слегка опущены. Обе руки лежат на рукоятках, а ноги опираются на подножки, чтобы избежать травм.

По пересеченке удобнее ехать стоя — так обзор лучше, а вес тела проще перемещать в нужную сторону.

Вне зависимости от того, стоим мы на квадроцикле или сидим, смотрим прямо и фокусируем взгляд на планируемой траектории движения.

Как управлять квадроциклом
Правильное положение водителя сидя и стоя

Стойка бывает трех видов:

  • средняя – для движения по прямой (изображена выше справа) – ноги и руки немного согнуты, плечи и спина расслаблены;
  • передняя (ниже слева) – для преодоления склонов и загрузки передней оси – корпус максимально наклонен вперед, колени немного согнуты;
  • задняя (ниже справа) – для спуска со склонов и загрузки задней оси – корпус максимально смещен назад, руки и ноги вытянуты.
Как управлять квадроциклом
Слева – передняя стойка; справа – задняя

Как пользоваться газом

Рычаг газа квадроцикла очень чувствительный – даже при несильном нажатии появляется хорошая тяга и техника уверенно движется вперед. Поэтому важно не переборщить с оборотами двигателя – это может быть критично, например, на бездорожье или склонах.

Стараемся нажимать на газ плавно и не дергать рычаг каждые несколько секунд – это поможет держать постоянные обороты и двигаться без рывков. Чтобы в процессе поездки не онемел большой палец, лучше жать на газ его основанием.

Как тормозить

При снижении оборотов двигателя квадроцикл быстро замедляется за счет обгонной муфты сцепления. Поэтому тормоз используют редко – обычно можно заранее заметить препятствие и отпустить курок газа. Несмотря на это, нужно уметь быстро снизить скорость в экстренной ситуации.

Тормозная система на разных моделях квадроциклов отличается. Например, педаль может отвечать как за оба тормоза сразу, так и только за задний. То же самое касается и рычага. Этот момент можно уточнить в руководстве по эксплуатации.

Чтобы привыкнуть к поведению квадроцикла при торможении, ставим на землю какой-нибудь ориентир (например, конус), и пробуем остановить технику перед ним с разной скорости, меняя степень нажатия на рычаг и педаль. Это поможет понять, как быстро квадроцикл сможет остановиться перед препятствием.

Сильно зажимать тормоза и долго их держать не следует – из-за этого могут заблокироваться колеса, а техника потеряет управляемость и сойдет с намеченной траектории. Лучше тормозить прерывисто или не полностью выжимая рычаг и педаль.

Как поворачивать

Как управлять квадроциклом

Есть важное правило: при входе в поворот нужно наклоняться в ту же сторону, в которую повернут руль – иначе под действием центробежной силы техника может встать на два колеса и перевернуться.

Чем больше скорость, тем сильнее следует свешиваться. Если квадроцикл начинает наклоняться при повороте, замедляемся (без резкого торможения). Не забываем про взгляд – смотрим туда, куда планируем ехать.

Поначалу желательно тренироваться на малой скорости около 10-15 км/ч, поворачивая по большому радиусу. В качестве ориентиров можно взять конусы или заменить их чем-то другим (например, бутылками).

Рассмотрим несколько упражнений, которые помогут закрепить технику поворота:

  • по овальной траектории: ставим конусы на расстоянии 18 метров друг от друга, едем по внешнему радиусу;
  • по кругу: ставим один конус и стараемся объехать его по минимальному радиусу, потом поворачиваем ко второму конусу и проезжаем уже в обратном направлении;
  • восьмерка: ставим два конуса параллельно друг другу и объезжаем их по восьмерке, а когда получается безошибочно выполнить упражнение – перемещаем конусы еще ближе;
  • быстрые повороты: ставим 5 конусов на одну линию с промежутком 11 метров, начинаем движение влево от первого конуса, медленно проезжаем, потом увеличиваем скорость. Со временем можно сократить расстояние между конусами до 6 метров.
Как управлять квадроциклом
Виды поворотов (слева направо): по овальной траектории, по кругу, «восьмерка», быстрые повороты.

Как подняться на склон

Перед преодолением склона включаем полный привод, понижающую передачу (L) и блокировку дифференциала. Обязательно принимаем переднюю стойку – немного сгибаем колени и максимально наклоняемся вперед. Выбираем самую удобную траекторию движения без препятствий. Газуем плавно, следим, чтобы передние колеса не отрывались от земли, а задние не пробуксовывали.

Если склон оказался слишком крутым и заехать не получается, нажимаем тормоз до полной остановки квадроцикла. Не позволяем ему скатываться назад — для этого ставим на стояночный тормоз. Слезаем. Далее – готовимся к выполнению К-образного разворота:

  • ставим нейтральную передачу и глушим двигатель;
  • держим передний тормоз, снимаем стояночный;
  • резко поворачиваем руль до упора влево или вправо (в ту сторону, с которой стоим от квадроцикла);
  • медленно отпускаем передний тормоз, пока техника не встанет поперек склона или чуть-чуть повернутой к низине;
  • ставим стояночный тормоз и запускаем двигатель;
  • залезаем обратно на квадроцикл, переносим вес в сторону подъема;
  • поворачиваем колеса по направлению спуска, включаем пониженную передачу (L), отпускаем стояночный тормоз;
  • медленно спускаемся, заняв заднюю стойку – максимально смещаемся назад, вытягиваем руки и ноги. Не разгоняемся быстрее 10 км/ч.
Как управлять квадроциклом
К-образный разворот

Как спуститься со склона

Все так же, как и при завершении К-образного разворота. Принимаем заднюю стойку, включаем полный привод и понижающую передачу. Важно заранее выбрать траекторию – чтобы двигаться по прямой и лишний раз не маневрировать.

Как ехать вдоль склона

Поперек склонов со скользкой или сыпучей поверхность лучше не ездить – слишком высокий риск опрокинуться. Если грунт под колесами твердый, а уклон небольшой и позволяет ходить пешком – пробуем забраться на квадроцикле.

Переносим вес в сторону вершины. Двигаемся на полном приводе, со включенными блокировкой и «понижайкой». Держим постоянную скорость и не нажимаем на курок газа слишком резко. Если колеса съезжают, слегка поворачиваем руль, чтобы выровнять траекторию. Если квадроцикл наклоняется, поворачиваем вниз по склону.

Как ехать по твердому и скользкому покрытию

Ездить на квадроцикле по твердому покрытию сложно из-за заблокированного заднего дифференциала и шин, не предназначенных для асфальта. Поэтому поворачивать следует по широкому радиусу и на низкой скорости – иначе можно перевернуться.

При движении по скользкому покрытию включаем полный привод, аккуратно нажимаем на газ и избегаем пробуксовки. Тормозной путь будет длинным, поэтому едем медленно. Помним, что из-за любого резкого маневра квадроцикл может занести.

Как преодолевать препятствия

Как управлять квадроциклом

Перед препятствием включаем полный привод, блокировку дифференциала и понижающую передачу.

Рассмотрим, как преодолевать частые препятствия.

Поваленные деревья и другие преграды высотой с половину колеса. Привстаем на подножках, слегка согнув колени. Направляем шины под углом 90 градусов к препятствию. Переносим вес тела назад, нажимаем газ и забрасываем передние колеса. Съезжаем тоже с нажатым газом – чтобы не повиснуть на днище. Если квадроцикл все-таки застрял, подталкиваем его вперед, помогая зацепиться задним колесам.

Грязевые преграды. Если катаемся в группе, смотрим на других. По возможности повторяем траекторию того, кто меньше застревает. Ехать следует плавно, без резких нажатий на рычаг газа – из-за высоких оборотов двигателя колеса будут зарываться глубже.

Если квадроцикл начал буксовать, раскачиваем его из стороны в сторону – это поможет колесам зацепиться. На быстрой скорости в грязь заезжать нежелательно – можно потерять управление и вылететь через руль, сломать раму или подвеску о какое-нибудь препятствие. Если техника окончательно встала и погрузилась в жижу по самое колесо, пора воспользоваться лебедкой или попросить помощи у товарищей.

Броды. Узнаем, какую максимальную глубину брода может преодолеть квадроцикл – это написано в руководстве по эксплуатации. Стоковые модели, как правило, нельзя погружать выше подножек. Насколько подготовлена к заплыву тюнингованная техника, зависит от проделанных работ. Если вы поставили шноркели, вывели вентиляцию вариатора и редукторов, то максимальный уровень воды – на 10-15 см ниже сиденья. Если выведены воздухозаборник двигателя, сапуны топливного бака и расширительного бачка, можно погружаться по багажные площадки (или нижний край выноса радиатора) – зависит от расположения шноркелей.

Убеждаемся, что брод проходимый, на пути нет камней, затопленных бревен, дно не слишком вязкое, а берега не очень крутые. Заранее определяем ориентиры на противоположном берегу и стараемся двигаться в их направлении. Лучше выбирать место для переправы с небольшим течением или вообще без него.

Перед преодолением брода смотрим, чтобы все важные вещи были защищены от попадания воды. Находясь в воде, двигаемся с постоянной скоростью, чтобы не создавать волну.

После прохождения водной преграды просушиваем тормозные механизмы – чтобы они работали эффективнее. Для этого нажимаем на рычаг и педаль несколько раз. Делать это нужно на низкой скорости.

Если вы планируете покорять глубокую грязь и броды, нужно установить вынос радиатора и шноркели, вывести сапуны и загерметизировать проводку – это убережет технику от поломок. Тюнинг лучше доверить профессионалам в официальном дилерском центре.

Как ездить с пассажиром

Как управлять квадроциклом

Пассажира можно перевозить только на двухместных моделях – с длиной колесной базы более 1440 мм. Если ехать вдвоем на одноместном квадроцикле, можно опрокинуться, так как центр тяжести пассажира находится за задней осью.

Пассажир должен доставать до подножек и быть в защитной экипировке. Перед поездкой важно провести краткий инструктаж. Рассказать, что держаться нужно за поручни, а не за водителя, а вес тела при необходимости переносить в нужную сторону.

Перед крутым склоном или сложным препятствием пассажира лучше высадить.

Итог

Начинать осваивать квадроцикл лучше с простого – запомнить, какие клавиши за что отвечают и как правильно переключать передачи, научиться разгоняться, тормозить, проходить повороты и преодолевать препятствия. Всё это позволит вам уверенно чувствовать себя в седле в любой ситуации. Не стоит сразу пытаться покорять тяжелые внедорожные маршруты или выполнять трюки.