Снегоболотоходы — это вездеходы для передвижения по зыбким поверхностям. На них эвакуируют космонавтов и жертв авиакатастроф, пробираются к месторождениям полезных ископаемых, патрулируют леса для предотвращения пожаров и браконьерства, доставляют еду, медикаменты и топливо в отдаленные села. Еще такую технику используют рыбаки и охотники, буровики, электрики и военные.
Рассмотрим разные снегоболотоходы в зависимости от того, на чем они передвигаются.
На колесах низкого давления
Резина, из которого сделаны шины низкого давления, состоит из меньшего количества слоев корда в сравнении с обычными автомобильными покрышками. При этом в ней высокое содержание каучука — за счет шины выдерживают сильную деформацию. Еще они помогают снегоболотоходу держаться на плаву.
По проходимости техника на колесах низкого давления не уступает гусеничной. При этом шины меньше вредят почве и растительности. Расход топлива колесных вездеходов примерно в 2–3 раза меньше, чем у гусеничных. При этом у них сравнительно низкая грузоподъемность и тяга.
Пример снегоболотохода на колесах низкого давления — Шерп. Он может преодолевать склоны с уклоном 40° и легко выходить из воды на лед. Такая техника стоит от 5 млн ₽.

На гусеницах
Гусеница равномерно распределяет вес снегоболотохода, поэтому техника весом более тонны оказывает меньшее давление на грунт, чем человек. Площадь контакта с поверхностью у гусеничных снегоболотоходов больше, чем у колесных — соответственно, у них выше тяга и грузоподъемность. Еще у гусеничного вездехода герметичный корпус в форме лодки, за счет чего он плавает по воде.
Пример снегоболотохода на гусеницах — Terranica Dreamtrack с автоматической КПП. Он может преодолевать рвы под углом 90° и подъемы под углом 30°. Его стоимость — от 3 млн ₽.

На шнеках
Шнеки изготовлены из прочного металла с винтовой каемкой. Для плавучести изнутри они пустые или заполнены полимером. Проходимость шнекоходов по болоту и жидкой грязи выше, чем у гусеничной и колесной техники.
У такой техники много недостатков: она разрушает почву и корни деревьев. Еще у нее низкая скорость и высокий расход топлива. Например, ЗИЛ-29061 развивает скорость до 25 км/ч, при этом расходует 20–33 литров топлива в час. На асфальте или бетоне шнекоход трясет и сносит в сторону, при этом шнеки деформируются.
Несмотря на недостатки, Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания использует шнекоходы ЗИЛ-29061 для эвакуации приземлившихся космонавтов.

На воздушной подушке
Судно на воздушной подушке передвигается за счет двух типов винтов. Нагнетательный отрывает технику от земли путем накачивания воздуха в камеру под днищем, а маршевый — создает тягу для движения.
Максимальная высота препятствия, которое может преодолеть судно на воздушной подушке — около 50 см. Так как сцепления с поверхностью нет, тормозной путь достигать 70 метров. Такая техника может передвигаться над любой ровной поверхностью без физического контакта с ней.
Пример судна на воздушной подушке — Neoteric Christy 6146 FC стоимостью от 3,5 млн ₽. При движении по льду оно развивает скорость 50–60 км/ч.

Относятся ли квадроциклы к снегоболотоходам
По документам квадроцикл — тоже снегоболотоход. У него нет герметичного корпуса как, у вышеописанных колесных вездеходов, а диаметр шин не превышает 30 дюймов.
Плавать квадроцикл не может. Но если установить на него шноркель, вынос радиатора и вывод сапунов, он преодолеет водную преграду глубиной до 1 метра.
Ширина квадроцикла обычно не превышает 1300 мм, а длина — 2400 мм. За счет компактности он может проезжать там, где не протиснется другая четырехколесная техника. Также от больших снегоболотоходов квадроцикл отличает экономичный расход топлива — около 10–15 литров на 100 км при движении по легкому бездорожью. Хороший квадроцикл стоит от 850 тыс ₽.
Для сложного бездорожья обычно выбирают утилитарные квадроциклы. У них мотор от 500 см³, полноприводная трансмиссия с пониженной передачей и блокировкой дифференциала, шины с мощными грунтозацепами и высокий клиренс от 25 см.
Популярные квадроциклы-снегоболотоходы CFMOTO
CFMOTO — самые популярные в России квадроциклы. На них установлены надежные моторы собственного производства и комплектующие от известных брендов (Bosch, CVTech). В базовой комплектации у большинства моделей есть лебедка и усилитель руля. Расскажем о нескольких ярких вариантах.
CFORCE 600 Overland EPS — сбалансированный квадроцикл с максимальной комплектацией. На нем уже с завода установлена защита днища, стальные бамперы и высокое ветровое стекло. Еще у него есть вместительный кофр на 90 л и адаптивный усилитель руля для лучшей управляемости на офф-роуде. Все это помогает с комфортом работать и путешествовать.
CFORCE 800 HO EPS NEW — мощный 800-кубовый квадроцикл. Построен на новой платформе G3 — с усиленной подвеской, двигателем повышенной мощности (75 л. с.) и высоким клиренсом. На нем комфортно даже в самой непроходимой местности — за счет многорежимного усилителя руля, системы помощи при спуске и крупных грязевых шин.
CFORCE 1000 EPS NEW — квадроцикл с литровым 90-сильным двигателем. У него высокий клиренс, крупные шины с грязевым протектором и настраиваемые подвески с большим ходом. Комфорта в пути добавляют многорежимный усилитель руля, система помощи при спуске по склону и яркий 7-дюймовый TFT-дисплей. Для размещения груза есть багажники на 45 и 90 кг.
Еще у 800-кубового и литрового квадроцикла есть эксклюзивные версии — CFORCE 800 HO EPS LTD и CFORCE 1000 EPS LTD. От обычных моделей они отличаются уникальным дизайном и бедлоками. У них есть 8-дюймовая цифровая панель приборов с поддержкой оффлайн-карт и воспроизведения музыки.
ZFORCE 1000 Sport R EPS — флагманский квадроцикл для экстремального бездорожья. У него удобная кабина и максимальные характеристики, с которыми можно смело покорять горы и непроходимую грязь. У техники большой запас прочности: есть стальной каркас, бамперы и резина с мощным протектором. В комплектации есть большой багажник и емкий аккумулятор.
Где купить надежный квадроцикл-снегоболотоход
Заказать понравившуюся модель можно в любом дилерском центре CFMOTO — они есть во всех крупных городах России. Вносить всю сумму сразу не обязательно: технику можно купить в кредит или рассрочку без переплаты. Кроме того, можно обменять свой старый квадроцикл на новый с доплатой по программе трейд-ин. Юридические лица могут воспользоваться лизингом и сэкономить до 40% за счет налоговых льгот.
А чтобы проверить технику перед покупкой, можно записаться на тест-драйв, услуга есть во многих городах России.