Авито наводнили квадроциклы и мотоциклы CFMOTO по подозрительно приятным ценам. Эту технику продают серые дилеры — те, кто ввозит технику неофициально, без договора с производителем. Они привлекают покупателей низкой ценой, но умалчивают про серьезные риски.
Покупатель экономит, зато остается без гарантии и возможности зарегистрировать технику. И на этом проблемы только начинаются. Расскажем подробнее, чем опасна покупка у серого дилера.
Сверху — объявление серого дилера: на фоне какой-то ангар, а в тексте говорится про отсутствие ПСМ. Это значит, что квадроциклы нелегальные и, скорее всего, не для рынка РФ — а значит, даже найти запчасти будет проблемой. Такие предложения лучше не рассматривать. Снизу — объявление официального дилера: техника стоит в салоне с атрибутикой бренда
Можно остаться без техники
Серые дилеры не платят таможенные пошлины и утилизационный сбор — так они экономят на ввозе техники в Россию и больше зарабатывают с ее продажи. Но из-за неуплаты обязательных платежей квадроциклы остаются без ПСМ (паспорта самоходной машины), а мотоциклы — без ПТС (паспорта транспортного средства). Без этих документов покупатель не может доказать легальность техники. При первой же проверке ГИБДД может отправить ее на штрафстоянку как подозрительную.
Доказать право собственности без ПТС или ПСМ крайне сложно. Договор купли-продажи в этом случае не поможет, ведь он подтверждает только факт сделки. Ситуация усугубляется тем, что продавец — частное лицо, а не официальный дилер.
Все это приводит к тому, что при проверке документов инспектор ГИБДД не сможет убедиться, что перед ним законный владелец, а техника не угнанная или собранная кустарно. В результате байк или квадрик отправят на штрафстоянку. А вот забрать его оттуда будет тяжело — потому что для это нужны документы, подтверждающие право собственности, то есть все те же ПТС или ПСМ.
Есть риск стать соучастником преступления
Серые дилеры знают, что мало кто купит квадроцикл или мотоцикл CFMOTO без документов. Поэтому они идут на хитрость и подсовывают покупателям поддельные бумаги:
- Паспорт спортинвентаря — фиктивный документ без юридической силы. Его оформляют на спортивное снаряжение. Для квадроциклов он бесполезен, поскольку не доказывает право собственности и не позволяет поставить технику на учет.
- Фальшивый ПСМ. Это как распечатанная из интернета справка — принесет только проблемы.
Если использовать эти бумаги, можно стать соучастником в обороте и подделке документов (ст. 327 УК РФ). В худшем случае грозит лишение свободы на срок до двух лет.
Не получится зарегистрировать и застраховать технику, а также ездить по дорогам
Для регистрации нужны ПСМ или ПТС (постановление Правительства РФ №1507). Эти документы подтверждают, что техника легальная, сертифицирована по стандартам (ТР ТС 010/2011) и может ездить по дорогам общего пользования. Без них инспектор откажет в постановке на учет.
Полис ОСАГО без ПТС или ПСМ не оформить по схожим причинам — ни одна компания не застрахует квадроцикл или мотоцикл неизвестного происхождения.
Ездить без регистрации и страховки по дорогам общего пользования нельзя, иначе можно получить штраф:
- 500–800 ₽ за отсутствие регистрации (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ);
- 5 000 ₽ или лишение прав на 1–3 месяца за повторное отсутствие регистрации;
- 800 до 5000 ₽, если нет ОСАГО по ст. 12.37 КоАП РФ;
- 5 000 ₽ или лишение прав на 1–3 месяца за езду без номеров по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ.
Нет гарантии на ремонт
Серые дилеры привозят квадроциклы и мотоциклы в обход официальных каналов. Этой техники нет в системе, поэтому для производителя и авторизованных дилеров CFMOTO ее не существует.
Дилер не станет устранять поломки за свой счет, ведь не сможет покрыть расходы за счет производителя. Владельцу придется оплачивать запчасти и ремонт самостоятельно, даже если это заводской брак.
Найти запчасти сложно
Серые дилеры часто завозят модели CFMOTO, которые создавались для внутреннего рынка Китая или других стран. Они отличаются от тех, что поступают в Россию официально — в том числе конструктивно. Поэтому запчасти придется искать «вслепую». Детали могут не подойти, даже если внешне выглядят одинаково — из-за разных крепежей, несовместимой электроники и других материалов.
Обслуживание квадроцикла тоже может стать проблемой. Российские мастера, скорее всего, не знакомы с конструкцией серой техники. А значит, ремонт займет больше времени и обойдется дороже.
Официальную технику CFMOTO обслужить гораздо легче: на нее действует гарантия, запчасти в наличии, а механики досконально знают ее конструкцию
Перепродажа будет невыгодной
Технику без документов сложнее пристроить. Большинство покупателей обойдут такое предложение стороной. А те, кто заинтересуется, будут настаивать на значительной скидке за риск. Хорошо, если за байк или квадроцикл получится выручить хотя бы половину исходной цены.
Сдать технику дилеру, в том числе в трейд-ин, тоже не получится. Официальные продавцы не принимают квадроциклы и байки без документов, так как не могут перепродать их легально. В итоге владелец оказывается в проигрыше, и это не окупает изначальной экономии.
Можно нарваться на мошенников
Среди серых дилеров встречаются обманщики, у которых нет никакой техники. Они заманивают скидками и низкими ценами, высылают фальшивые сканы документов и красивые фото. В общем, делают все, чтобы убедить человека оплатить покупку или хотя бы прислать аванс. Но после получения денег, как правило, перестают отвечать.
Контакты мошенников на проверку оказываются липовыми. Они регистрируют организации на подставное лицо, используют одноразовые номера и чужие реквизиты. Из-за этого вернуть украденные деньги очень сложно. Даже если подать заявление в полицию, злоумышленники к тому моменту уже, скорее всего, растворятся. Окажется, что счет пуст, сайт закрыт, а по указанному адресу никого нет.
Вместо заветного отдыха покупателям серой техники приходится ходить в полицию и по судам в попытках вернуть деньги
Как купить технику CFMOTO без риска
Единственный надежный вариант — покупка у официального дилера. В этом случае можно быть уверенным, что техника завезена по всем правилам и сертифицирована для езды по ДОП. А значит, владелец сможет получить номера, оформить страховку и не бояться сотрудников ДПС.
Кроме того, официальные дилеры дают гарантию 2 года без ограничения пробега. При этом, чтобы обслужить или дооснастить технику, не придется ждать неделями, ведь запчасти и расходники для техники есть на складах.
Еще один плюс официальных дилеров — выгодные условия покупки. Технику можно купить в рассрочку или в кредит, получить в трейд-ин или даже взять в аренду с последующим выкупом.