Виды охлаждения двигателей мотоциклов

06 сентября 2019

При сгорании топлива в двигателе мотоцикла выделяется тепло. Большая часть этого тепла рассеивается в окружающую среду. Если процесс отвода тепла неэффективен, мотор быстро выйдет из строя.

Система охлаждения препятствует перегреву и поддерживает оптимальную рабочую температуру двигателя, как правило, на уровне 75—90°. Именно этот диапазон обеспечивает максимально эффективную работу и длительный срок службы мотора. Охлаждение может быть воздушным или жидкостным.

Воздушное

Виды охлаждения двигателей мотоциклов

Мотор мотоцикла охлаждается встречным воздухом. Поскольку отвод тепла происходит через поверхность двигателя, её увеличивают с помощью оребрения в наиболее теплонагруженных местах. Рёбра охлаждения располагают на головке цилиндра и цилиндре, а вот на картере, где температуры не такие высокие, они могут отсутствовать.

Если двигатель расположен таким образом, что на него не попадает встречный поток воздуха, для охлаждения используют дефлекторы, перенаправляющие набегающий поток холодного воздуха на двигатель.

Широко применяется практика использования масляных радиаторов, охлаждающих моторное масло, одной из функцией которого является охлаждение деталей двигателя.

Достоинства

  • Простота и надежность;
  • Не требует обслуживания;
  • Воздушная система дешевле жидкостной, что позволяет снизить стоимость мотоцикла.

Недостатки

  • Возможен перегрев двигателя при долгом простое мотоцикла в пробке и длительном движении с низкой скоростью в жаркую погоду.
  • Двигатель с воздушной системой охлаждения менее эффективен.
  • Масло и фильтры придётся менять чаще, чем в случае с водяным охлаждением.
  • Двигатель с воздушной системой охлаждения обладает меньшим ресурсом.

Жидкостное

Виды охлаждения двигателей мотоциклов

Принцип охлаждения двигателей мотоциклов по этой схеме такой же, как и у автомобилей. В качестве теплоносителя выступает охлаждающая жидкость — антифриз. Антифриз одновременно оказывает антикоррозионное и смазывающее действие. Воду в системе охлаждения используют только в случае возникновения неисправности и острой необходимости продолжить движение при отсутствии охлаждающей жидкости. При этом в воде не должно быть примесей, и ее необходимо заменить на рекомендованную охлаждающую жидкость в кратчайшие сроки.

Охлаждающая жидкость прокачивается насосом через каналы в стенках цилиндров и головках цилиндров двигателя, забирает от них тепло и отдаёт его радиатору. Между пластин радиатора проходит набегающий поток холодного воздуха и охлаждает радиатор.

Один из важнейших элементов системы — термостат. Он делит систему охлаждения на два контура – малый и большой. Когда двигатель холодный, клапан термостата закрыт. Циркулирующая при этом охлаждающая жидкость движется по малому контуру. Это позволяет отсечь большой объем охлаждающей жидкости, обеспечивая более быстрый прогрев двигателя. При температуре приблизительно 90° клапан открывается, обеспечивая циркуляцию жидкости по большому контуру и более эффективное охлаждение двигателя.

На радиаторе, как правило, устанавливается вентилятор с электроприводом. Он включается при повышении температуры охлаждающей жидкости. Например, когда мотоцикл движется с низкой скоростью, когда набегающего потока воздуха недостаточно.

Достоинства

  • Позволяет уменьшить тепловые зазоры и получить более высокую удельную мощность.
  • Необходимо реже менять масло и фильтры, чем в случае с воздушным охлаждением.
  • Обеспечивает более высокий ресурс двигателя.
  • Более легкий запуск двигателя при низких температурах охлаждающей жидкости.

Недостатки

  • Жидкостная система охлаждения состоит из большего количества деталей, поэтому вероятность её поломки выше.
  • Жидкостное охлаждение утяжеляет мотоцикл по сравнению с воздушным.
  • Жидкостная система дороже воздушной, что повышает стоимость мотоцикла.
  • Жидкостную систему необходимо периодически обслуживать.

Какой вид охлаждения?

Жидкостное охлаждение обязательно для высокотехнологичных двигателей. Это безальтернативный тип охлаждения для спортивных мотоциклов. Для дальних поездок, когда обеспечивается хороший обдув двигателя, может подойти и воздушное охлаждение. В то же время температура двигателей с воздушным охлаждением менее стабильна, она сильно зависит от условий движения и режимов работы, а это увеличивает их износ.