Всё, что вам нужно знать о тормозных колодках

08 февраля 2019

Какие бывают, когда менять и как заменить

Всё, что вам нужно знать о тормозных колодках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема расположения тормозных колодок мотоцикла

Тормозные колодки – это трущиеся поверхности, которые зажимают тормозной диск, замедляют вращение колеса и останавливают мотоцикл. Они выполняются из материалов с высоким коэффициентом трения. Раньше колодки изготавливались из асбеста, но сейчас используются безопасные для здоровья материалы.

Виды тормозных колодок

Спеченные

Самый популярный тип, входят в стандартную комплектацию большинства мотоциклов. Спекание — процесс сплавления металлических частиц под действием тепла и давления с образованием фрикционного материала, который обладает высокой износоустойчивостью. Поэтому такие колодки хорошо подходят для гонщиков, городских мотоциклистов и тех, кто катается по крутой холмистой местности.

Достоинства. Спеченные тормозные колодки обеспечивают стабильный коэффициент трения и хорошее сцепление. Они также отлично выдерживают высокую температуру, устойчивы к выцветанию, хорошо работают даже в плохих погодных условиях. Как правило, служат они также дольше, чем другие типы колодок.

Недостатки. Они сильнее изнашивают тормозные диски. Если вы не хотите дорогого техобслуживания, подумайте об использовании органических колодок: заменить колодки проще и дешевле, чем диски. Спеченные колодки также производят больше шума при торможении.

Органические

Изготавливаются из смеси волокон и наполнителей, перемешанных со смолами. Некоторые органические колодки используют волоконные компоненты, такие как кевлар и углеродное волокно, для повышения долговечности. Органические тормозные колодки имеют более мягкий состав, что отражается ощущениях при использовании тормозов: торможение происходит плавнее. Отличное начальное сцепление дает больше контроля на низких скоростях.

Достоинства. Не так сильно изнашивают тормозной диск, поэтому их придется менять реже. Более мягкие материалы в органических колодках также делают их тише спеченных. Органические колодки производят меньше тормозной пыли, и они обычно дешевле, чем спеченные колодки.

Недостатки. Быстрый износ и нетерпимость к высоким температурам. Как только они достигают максимальной рабочей температуры, колодки быстро теряют коэффициент трения и портятся. Также в плохих погодных условиях на них может появиться слой налета, который скажется на их работе в будущем.

Полугерметичные (полуспеченные)

Выполняются из органических материалов с 30% содержанием меди. Считаются золотой серединой между спеченными и органическими колодками в отношении производительности и долговечности.

Достоинства. Сочетают в себе долговечность спеченных колодок, низкий уровень изнашивания тормозных дисков и приятные ощущения органических колодок.

Недостатки. Высокая стоимость.

Керамические композиционные

Создаются из высокопрочных керамических волокон и металлических нитей, скрепленных при высоком давлении и температуре. Вязкие металлические волокна имеют умеренный коэффициент трения для хорошего начального сцепления.

Достоинства. Хорошо работают в жару и не сильно нагреваются при использовании. За счёт этого снижается износ и риск деформации диска.

Недостатки. Доступны не для всех моделей мотоциклов.

Когда менять колодки

Визуально осматривайте тормозные колодки мотоцикла перед поездкой, при смене масла и т. д. Обязательно проверьте суппорты, включая заднюю сторону, так как есть внутренние и внешние колодки. Если фрикционная колодка изношена примерно до толщины в 3 мм, пришло время заменить её.

Обращайте внимание на звуки от тормозов. На проблему указывают скрежет или визг. Скрежет может говорить о том, что металлическая стенка тормозной колодки трется о поверхность тормозного диска. Продолжение езды с такой проблемой может привести к отказу дисков и аварии, так как в нужный момент вы не сможете быстро затормозить. Отличить скрежет от визга легко: визжащий звук пропадет, если при торможении нажать на тормоза сильнее обычного, а вот скрежет будет становиться громче.

Как заменить тормозные колодки мотоцикла

  1. Проверьте состояние тормозных дисков. Если они повреждены или поцарапаны, замените их. Если тормозной рычаг пульсировал, когда вы остановились, это свидетельствует о том, что диск стал изнашиваться или же погнулся. В таких случаях необходимо менять диск вместе с колодками.
  2. Уберите поршни суппорта с помощью большой отвертки, маленькой ложки для замены шин или вручную, если вам хватит сил. Некоторые тормозные суппорты имеют открытые вершины, которые позволяют снимать колодки, не отвинчивая суппорт. В таком случае удерживающие штифты и оборудование удаляются, а поршни суппорта отводятся в сторону, чтобы освободить место для новых, более толстых колодок.
  3. Слейте тормозную жидкость. Для этого откройте штуцер прокачки тормозов, подсоедините сливной шланг и направьте его в контейнер. Не используйте выпускное отверстие главного цилиндра: так вы рискуете залить мотоцикл.
  4. Очистите грязь с суппорта и тормозных дисков. Используйте распылитель, никогда не очищайте эту область очистителями на нефтяной основе. Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы осмотреть все тормозные устройства, включая пружинные зажимы, штыри и т. д. Замените все детали, которые заметно повреждены или изношены. Можете нанести на заднюю поверхность тормозной колодки специальный продукт для предотвращения визжащего звука тормозов.
  5. Наденьте новые тормозные колодки. Убедитесь, что все зажимы или удерживающие пружины установлены правильно.
  6. Залейте новую тормозную жидкость. Используйте новую жидкость из герметичного контейнера. Доведите её уровень до верхней отметки заполнения резервуара.
  7. Переустановите суппорты согласно руководству по эксплуатации. Прокачайте рычаг тормоза или педаль до тех пор, пока колодки не будут плотно соприкасаться с дисками и рычаг не начнет нажиматься как обычно. При повторной установке болтов крепления суппортов рекомендуется применять герметик.

Всё, что вам нужно знать о тормозных колодках

Чтобы собрать тормозную систему с первой попытки, сфотографируйте её в собранном состоянии. Если у мотоцикла есть два передних тормоза, вы можете пересобрать одну сторону за раз и оставить другую на потом, пока не усвоите процесс сборки.

Как проверить, правильно ли вы установили колодки

Всё, что вам нужно знать о тормозных колодках

На пробной поездке не стоит разгоняться и отправляться в места с интенсивным движением. Убедитесь, что тормозные рычаги хорошо функционируют. На всякий случай наденьте защитное снаряжение.

Как только вы убедитесь, что тормоза работают правильно, начните их разрабатывать. Первые 75–150 км используйте тормоза умеренно и избегайте ситуаций, в которых придётся резко тормозить. Это позволит нормализовать работу колодок и избежать появления налета.