История мотоциклов

Прототипы первых мотоциклов появились примерно 150 лет назад. В зависимости от моды и экономической ситуации в мире, мотоциклы то становились популярными, то предавались забвению. Однако время расставило всё по своим местам. Мотоциклы прочно вошли в нашу жизнь: одни люди ездят на мотоцикле каждый день на работу, вторые отправляются в дальние путешествия, третьи готовы отдать миллионы за коллекционную модель. 

В этой статье мы расскажем, как появились мотоциклы, как эволюционировал этот вид транспорта, и к чему стремится современный мотоциклетный рынок. 

Прообразы мотоциклов

История мотоцикловПаровой велосипед Пьера Мишо

Первым прототипом современного мотоцикла можно назвать велосипед с паровым двигателем. Он был построен французом Пьером Мишо в 1869 г. Двигатель модели был оснащён большим котлом, но выдавал всего 0,25 л. с. Из-за массивного металлического каркаса ездить на таком транспортном средстве было непросто. В XIX подобные эксперименты предпринимали и другие изобретатели, но они не получили развития.

История мотоцикловДеревянный мотоцикл Даймлер Рейтваген, 1885 г.

Первый мотоцикл на ДВС — Daimler Petroleum Reitwagen. Его изготовили немцы Вильгельм Майбах и Готлиб Даймлер в 1885 г. Бензиновый карбюраторный мотор выдавал 1,5 лошадиных силы. Рама была из дерева, как и колёса. На тестовых заездах Даймлер Рейтваген разгонялся до 12 км/ч. Мотоцикл запатентовали как «машину для верховой езды с керосиновым мотором». Таким образом, первый байк появился за год до изобретения автомобиля с бензиновым двигателем.

Первые серийные мотоциклы

История мотоцикловРеплика первых серийных мотоциклов Hildebrand & Wolfmüller


В 1894 году было налажено массовое производство мотоциклов Hildebrand & Wolfmüller. Внешне они были похожи на дамские велосипеды. За три года было выпущено 2 000 экземпляров этой модели мотоцикла, после чего производство остановилось.

В начале XX века мотоциклы стали популярными благодаря невысокой цене по сравнению с автомобилями. В это время были основаны известные марки: Matchless, Royal Enfield, BSA, Triumph (Великобритания), Indian, Harley-Davidson (США), Benelli (Италия), NSU (Германия), FN (Бельгия), Husqvarna (Швеция).

История мотоцикловМотоцикл Harley Davidson 1910-х годов

Классический мотоцикл XX века имел велосипедную раму. В переднем треугольнике низко устанавливался тяжёлый двигатель малой мощности. Часто привод был ременным.

1920-е годы — это расцвет западноевропейских марок. В это время массовыми становятся мотогонки. Именно спорт послужил сильным катализатором развития мотоиндустрии.

История мотоцикловМотоцикл Megola в стиле ар-нуво — 1920 г.

Мотоциклы современного типа

К 1935 году конструкция мотоциклов стала напоминать современную. Она включала следующие составные части:

  • лёгкий алюминиевый мотор в блоке с КПП;
  • жёсткая рама;
  • мягкая подвеска;
  • электроника;
  • колёса 16—19”;
  • цепной или карданный привод;
  • каплевидный топливный бак.

В 1940—50 годы возникает сегмент роскошных мотоциклов. В это же время изобретается мотороллер — лёгкий мотоцикл с местом для постановки ног, высоким ветровым стеклом и 10” колёсами.

К 1953 году массовая популярность автомобилей в Соединённых Штатах привела к банкротству мотоциклетных брендов — из крупных остался только Harley-Davidson.

История мотоцикловИтальянский мотороллер Lambretta, 1950-е гг.

1960-е годы — период засилья японских компаний: Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. За полтора десятилетия они прошли путь от полукустарной сборки мотовелосипедов до производства ультрасовременных спортбайков. Популярность мотогонок и постоянный запрос на всё более мощные мотоциклы приводит к стремительному развитию спортивного сегмента мотостроения.

На Западе мотоциклы начинают больше использовать для спорта и активного отдыха. Значение байков как утилитарного транспорта уменьшается. Вместе с тем появляются культовые чопперы — тяжёлые и эпатажные.

История мотоцикловЧоппер Honda CB750, 1969 г.

С конца 1960-х по середину 1970-х в США, СССР и других странах накаляется общественно-политическая обстановка, на фоне которой появляются молодёжные субкультуры. Правительства объявляют группировки байкеров вне закона и всячески борются с мотоциклетным движением, что также затрагивает и обычных законопослушных райдеров. Когда экономика стран стабилизировалась, мнение о мотокультуре изменилось в положительную сторону.

Современная история мотоциклов

В 1980-е продолжает набирать популярность мотоспорт. В производстве применяются жёсткие и лёгкие пространственные рамы, появляются дисковые тормоза. От кроссовых байков отделяется класс эндуро. Изобретаются квадроциклы. Мотороллеры пятидесятых годов переосмысливаются — на их основе изобретают скутеры с пластиковым корпусом, литыми колёсами и компактными двигателями.

История мотоцикловМотоцикл Suzuki GSX550, середина 80-х

Появляются новые классы мотоциклов: стритфайтеры — городские байки, похожие на спортивные; туреры — удобные громоздкие байки, не требовательные к качеству дорожного покрытия. В рамках ностальгии по байкам 1960-х снова производятся круизеры и чопперы. Умельцы вручную собирают кастомные мотоциклы.

История мотоцикловТула — советский мотоцикл повышенной проходимости

В девяностых — начале нулевых годов технология производства мотоциклов значительно улучшается. Это связано с появлением компьютеров и современных материалов. Компании привлекают лучших дизайнеров мира. 

Динамичный рост Китая и стран Юго-Восточной Азии вытеснил с массового рынка именитых игроков мотоиндустрии. Теперь сегмент лёгких утилитарных мотоциклов принадлежит азиатским компаниям — они удовлетворяют рынок недорогих мотоциклов и скутеров развивающихся стран. 

На фоне этих процессов традиционные европейские производители исчезают или поглощаются крупными корпорациями. Однако с 2010 года в Европе и Соединённых Штатах начинают развиваться небольшие производства эксклюзивных мотоциклов, постепенно возрождаются разорившиеся в прошлом марки.

Китайские мотоциклы

Отдельное место в мотоиндустрии занимают китайские бренды, к которым относится и CFMOTO. В мировом масштабе это далеко не самый крупный производитель, но он пошёл полностью своим путём. У CFMOTO производство полного цикла — это значит, что производитель самостоятельно проектирует и собирает все составные части мотоциклов, в том числе двигатели. Процесс сборки почти полностью автоматизирован, поэтому человеческий фактор в изготовлении комплектующих исключён.

В мотоциклах CFMOTO внедрены современные технологии. Отдельное внимание уделяется безопасности и качеству сборки. Вместе с тем, мотоциклы CFMOTO остаются доступными по цене. 

В линейке CFMOTO есть модели под разный бюджет и задачи. 

История мотоциклов150 NK
бюджетный городской

История мотоциклов250 NK (ABS)
лёгкий дорожный

История мотоцикловCFMOTO 250 JETMAX
макси-скутер

История мотоциклов400 NK (ABS)
среднекубатурный

История мотоциклов650 TK (ABS) 
спортивно-туристический

История мотоциклов650 MT (ABS) 
туристический эндуро