Прототипы первых мотоциклов появились примерно 150 лет назад. В зависимости от моды и экономической ситуации в мире они то становились популярными, то предавались забвению. Но время расставило всё по местам. Мотоциклы прочно вошли в нашу жизнь: одни люди ездят на байке на работу, вторые отправляются в дальние путешествия, третьи готовы отдать миллионы за коллекционную модель.
В этой статье мы расскажем, как появились мотоциклы, как они эволюционировали и к чему стремится современный мотоциклетный рынок.
Прообразы мотоциклов
Первым прототипом современного мотоцикла можно назвать велосипед с паровым двигателем. Его построил француз Пьером Мишо в 1869 г. Двигатель модели был оснащён большим котлом, но выдавал всего 0,25 л. с. Из-за массивного металлического каркаса ездить на таком транспорте было непросто. В XIX веке подобные эксперименты предпринимали и другие изобретатели, но они не получили развития.
Деревянный мотоцикл Даймлер Рейтваген, 1885 г.
Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания — Daimler Petroleum Reitwagen. Его изготовили немцы Вильгельм Майбах и Готлиб Даймлер в 1885 г. Бензиновый карбюраторный мотор выдавал 1,5 л. с., рама и колеса были из дерева. На тестовых заездах Даймлер Рейтваген разгонялся до 12 км/ч. Мотоцикл запатентовали как «машину для верховой езды с керосиновым мотором». Таким образом, первый байк появился за год до изобретения автомобиля с бензиновым двигателем.
Первые серийные мотоциклы
Реплика первых серийных мотоциклов Hildebrand & Wolfmüller
В 1894 году было налажено массовое производство мотоциклов Hildebrand & Wolfmüller. Внешне они были похожи на дамские велосипеды. За три года было выпущено 2 000 экземпляров этой модели, после чего производство остановилось.
В начале XX века мотоциклы стали популярными благодаря невысокой цене по сравнению с автомобилями. В это время были основаны известные марки: Matchless, Royal Enfield, BSA, Triumph (Великобритания), Indian, Harley-Davidson (США), Benelli (Италия), NSU (Германия), FN (Бельгия), Husqvarna (Швеция).
Мотоцикл Harley Davidson 1910-х годов
У классического мотоцикла XX века была велосипедная рама. В переднем треугольнике низко устанавливался тяжёлый двигатель малой мощности. Привод чаще всего был ременным.
1920-е годы — расцвет западноевропейских марок. В это время массовыми становятся мотогонки — они послужили катализатором развития мотоиндустрии.
Мотоциклы современного типа
К 1935 году конструкция мотоциклов стала напоминать современную. Она включала:
- легкий алюминиевый мотор в блоке с КПП;
- жесткую раму;
- мягкую подвеску;
- электронику;
- колеса 16—19″;
- цепной или карданный привод;
- каплевидный топливный бак.
В 1940—50-е годы возникает сегмент роскошных мотоциклов. В это же время изобретается мотороллер — лёгкий мотоцикл с местом для ног, высоким ветровым стеклом и 10-дюймовыми колёсами.
К 1953 году массовая популярность автомобилей в Соединенных Штатах привела к банкротству мотоциклетных брендов — из крупных остался только Harley-Davidson.
Итальянский мотороллер Lambretta, 1950-е гг.
1960-е годы — период засилья японских компаний Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. За полтора десятилетия они прошли путь от полукустарной сборки мотовелосипедов до производства ультрасовременных спортбайков. Популярность мотогонок и постоянный запрос на всё более мощные мотоциклы приводит к стремительному развитию спортивных мотоциклов.
На Западе мотоциклы начинают больше использовать для спорта и активного отдыха. Значение байков как утилитарного транспорта уменьшается. Вместе с тем появляются культовые чопперы — тяжёлые и эпатажные.
С конца 1960-х по середину 1970-х в США, СССР и других странах накаляется общественно-политическая обстановка, на фоне которой появляются молодежные субкультуры. Правительства объявляют группировки байкеров вне закона и всячески борются с мотоциклетным движением, что затрагивает и обычных законопослушных райдеров. Но когда экономика стран стабилизировалась, мнение о мотокультуре изменилось в положительную сторону.
Современная история мотоциклов
В 1980-е продолжает набирать популярность мотоспорт. В производстве применяются жесткие и легкие пространственные рамы, появляются дисковые тормоза. От кроссовых байков отделяется класс эндуро. Изобретаются квадроциклы. Мотороллеры пятидесятых годов переосмысливаются — на их основе изобретают скутеры с пластиковым корпусом, литыми колесами и компактными двигателями.
Мотоцикл Suzuki GSX550, середина 80-х
Появляются новые классы мотоциклов: стритфайтеры — городские байки, похожие на спортивные; туреры — удобные громоздкие байки, нетребовательные к качеству дорожного покрытия. В рамках ностальгии по байкам 1960-х снова производятся круизеры и чопперы. Умельцы вручную собирают кастомные мотоциклы.
Тула — советский мотоцикл повышенной проходимости
В девяностых — начале нулевых годов технология производства мотоциклов значительно улучшается. Это связано с появлением компьютеров и современных материалов. Компании привлекают лучших дизайнеров мира.
Динамичный рост Китая и стран Юго-Восточной Азии вытеснил с массового рынка именитых игроков мотоиндустрии. Теперь сегмент лёгких утилитарных мотоциклов принадлежит азиатским компаниям — они удовлетворяют рынок недорогих мотоциклов и скутеров в развивающихся странах.
На фоне этих процессов традиционные европейские производители исчезают или поглощаются крупными корпорациями. Но с 2010 года в Европе и Соединенных Штатах начинают развиваться небольшие производства эксклюзивных мотоциклов, а разорившиеся марки постепенно возрождаются.
Китайские мотоциклы
Отдельное место в мотоиндустрии занимают китайские бренды, к которым относится и CFMOTO. У этой компании производство полного цикла — это значит, что она самостоятельно проектирует и собирает все составные части мотоциклов, в том числе двигатели. Процесс сборки почти полностью автоматизирован, поэтому человеческий фактор в изготовлении комплектующих исключен.
В мотоциклах CFMOTO внедрены современные технологии. Отдельное внимание уделяется безопасности и качеству сборки.
В линейке CFMOTO есть мотоциклы под разный бюджет и задачи:
250NK (ABS)
лёгкий дорожный
300SR (ABS)
спортивный малокубатурный
400NK (ABS)
среднекубатурный дорожный
400GT (ABS)
среднекубатурный туристический
650MT (ABS)
туристический эндуро
650GT (ABS)
туристический спорт-эндуро
700CLX Heritage (ABS)
городской в ретростиле
800MT Sport (ABS)
туристический эндуро
800MT Touring (ABS)
туристический эндуро в топовой комплектации
Посмотреть вживую и купить любой из мотоциклов можно у ближайшего к вам дилера.