История квадроциклов

05 декабря 2019

Первые квадроциклы появились в одно время с автомобилями, в 20-х годах XX века, и имели смешную по нынешним меркам мощность — около 2 л.с. Но именно эти начинания позволили через 100 лет наладить выпуск самой компактной, мощной и манёвренной техники. В этой статье мы расскажем, как зародилось производство квадроциклов, как выглядели первые модели и как развивался рынок квадроциклетной техники.

Прообразы квадроцикла

История квадроцикловЧетырехколесная повозка с рулевым управлением Дж. Уорда, 1850 г.

Прототип современных мотовездеходов — заднеприводная четырехколесная повозка с рулевым управлением, представленная британцем Дж. Уордом в 1850 году. Она напоминает велосипед, только более быстрый и устойчивый.

История квадроцикловFord Quadricycle — четырехколесная повозка с двигателем Генри Форда, 1896 г.

Один из первых квадроциклов — модель Ford Quadricycle Генри Форда. Он работал на двухцилиндровом двигателе мощностью 2 л.с. — невиданные по тем временам показатели. Двигатель работал на этаноле, колёса были велосипедными, а двухместное сиденье напоминало ящик для инструментов. 

История квадроцикловВелокар Шарля Моше

В 1924 году француз Шарль Моше представил публике «велокар» с педалями – по сути, более устойчивую версию велосипеда. Модель была двухместной: пока один ездок крутил педали, второй мог отдыхать. Это изобретение помогло Франции во время Второй мировой войны, когда территория страны находилась под оккупацией Германии, а бензин было невозможно достать. Велокары Шарля Моше сохранились до наших дней — их можно увидеть в музеях Франции.

Создание трицикла

История квадроцикловТрицикл Honda US 90 в фильме «Бриллианты Навсегда» (Diamonds Are Forever), 1971 г.

На фоне бензинового кризиса второй половины XX века и обострения экологических проблем, связанных с масштабным производством автомобилей, в 1970—1980 годы возрождается интерес к четырёхколёсному мототранспорту. В 1970 году Осама Такеучи из Honda выпускает трехколёсный гибрид US90. Модель получила практичность автомобиля и манёвренность мотоцикла. Изобретение позиционировалось как вездеходный мотоцикл.

В качестве двигателя в трицикле Honda использовался одноцилиндровый четырёхтактный мотор на 70 «кубиков» от мотоцикла Honda ST70. Рама треугольной формы и ведущий задний привод хорошо зарекомендовали себя на испытаниях. Куда больше проблем было с колёсами — компания долго искала подходящие варианты. По задумке Такеучи, колёса должны были быть устойчивыми на песке и снегу. Было рассмотрено множество вариантов, включая фермерские культиваторы. Выбор пал на колёса от американского вездехода-амфибии, который легко ездил по болотам, грязи и сугробам. Это были шины низкого давления на высокопрофильной резине. На их основе были разработаны собственные 22” колёса Honda с давлением 2,2 psi и развитым протектором. Благодаря низкому удельному весу трицикл мог передвигаться по воде, не говоря уже о рыхлом грунте.

Ожидалось, что новинка заинтересует фермеров. Однако этого не произошло и отсутствие спроса чуть не привело проект к закрытию. Интерес к трициклу от Хонды проявили обеспеченные калифорнийцы. Они искали транспорт для передвижения по широким песчаным пляжам — автомобили и двухколёсные байки для этой цели не подходили, а вот трицикл чувствовал себя в таких условиях уверенно. Таким образом, разработка была спасена.

История квадроцикловТрицикл Yamaha Tri Moto (YT125), 1986 г.

История квадроцикловТрицикл Kawasaki KLT 200, 1981 г.

Очевидный успех US90 заметили другие японские авто- и мотопроизводители. Они вникли в суть идеи и стали выпускать аналоги. Компания Honda яростно отстаивала свои права на трицикл в судах. Первую же тяжбу с Yamaha по поводу плагиата она выиграла. Но это не остановило конкурентов. Уже в 1980 году Ямаха представила 123-кубовый трицикл YT125, а в 1981 бренд Kawasaki презентовал публике мотовездеход KLT 200. Свои разработки также запатентовали американские Arctic Cat и Polaris.

Трицикл превращается в квадроцикл

История квадроцикловКвадроцикл Suzuki QuadRunner LT 125, 1984 г.

Работы над конструкцией вездехода-трицикла не прекращались. В 1982 году Аки Гото из Suzuki рискнул установить четвёртое колесо на собственный трицикл Suzuki ALT125, при этом подвеска и подножки остались прежними. Так появился первый четырёхколесный мотовездеход Suzuki QuadRunner LT125. 

К тому времени трёхколёсные вездеходы стали очень популярными. Но к трициклам не относились как к полноценному виду транспорта, что влекло за собой большое количество травм. Американские контролирующие органы в области безопасности товаров поспособствовали тому, чтобы о неустойчивых трициклах забыли. При этом были ужесточены правила безопасности для квадроциклов.

Гонка производителей квадроциклов

История квадроцикловКвадроцикл Suzuki QuadRunner LT 125, 1984 г.

1985 год ознаменовался выпуском первого в мире полноприводного квадроцикла Honda FourTrax TRX350 4×4. Он получил дифференциал повышенного трения и мотор с масляным радиатором.

История квадроцикловКвадроцикл Suzuki KingQuad LTF 300, 1991 г.

История квадроцикловКвадроцикл Yamaha Big Bear 350, 1987 г.

История квадроцикловКвадроцикл Polaris Trail Boss 250, 1995 г.

В ответ на это Yamaha выпустила полноприводный мотовездеход Big Bear 350 с четырёхтактным 350-кубовым двигателем, пониженным и повышенным режимом трансмиссии, задним ходом, карданным приводом, гидравлическими передними тормозами и блокирующимся передним мостом.

В гонку полноприводных квадроциклов включился американский бренд Polaris. Компания выпустила модель Trail Boss 250 4х4 с автоматической КПП.

В 1991 году Suzuki выпускает KingQuad 4х4. Мотовездеход получил одноцилиндровый четырёхтактный 280-кубовый мотор, независимую подвеску, 5-ступенчатую КПП с блокировкой дифференциала и задним ходом.

История квадроцикловКвадроцикл CFMOTO CFORCE 1000 EPS

2000-е годы ознаменовались выходом на международный рынок китайских квадроциклов. Концерн CFMOTO лидирует по объёмам выпуска мотовездеходов среди китайских производителей. Квадроциклы CFMOTO составляют конкуренцию топовым маркам благодаря отличному качеству и доступным ценам.

Квадроциклы Side-by-Side

История квадроцикловКвадроцикл Side-by-Side CFMOTO UFORCE 1000 EPS

В 2010-е годы развитие квадроциклов получило новый виток. Все большую популярность получали так называемые SSV (side-by-side vehicle), или UTV (utility task vehicle). На фоне стабильно ровного интереса к квадроциклам ATV начался настоящий «бум» продаж мотовездеходов с автомобильной посадкой.

SSV-модели имеют ремни безопасности и прочный каркас, что повышает безопасность водителя и пассажира при активной езде. 

Некоторые сайд-бай-сайды имеют откидной кузов самосвального типа, что открывает широкие возможности по использованию их в хозяйстве. Этот класс квадроциклов развивается в мире наиболее активно: производители с каждым годом совершенствуют характеристики моделей, делая их мощнее, быстрее, функциональнее. 

Узнайте больше о современных квадроциклах и мотовездеходах на сайте дистрибьютора CFMOTO в России.