Как переключать передачи на квадроцикле

10 июня 2022

Передачи — это режимы работы трансмиссии, которые позволяют адаптировать квадроцикл к разным задачам и дорожным условиям. При переключениях повышается тяга или максимальная скорость.

В статье мы расскажем, как правильно переключать передачи на квадроциклах с разными типами трансмиссии, чтобы ничего не сломать и уверенно преодолевать любые маршруты.

Как переключать передачи на квадроцикле с вариатором

Вариаторная трансмиссия – самая популярная среди полноприводных утилитарных квадроциклов.

Вариатор состоит из двух шкивов. Между ними натянут ремень, который вращается по большему или меньшему радиусу при изменении оборотов двигателя. Это обеспечивает плавное изменение передаточного отношения. По сути, происходит то же самое, что и при перемещении шестерней в механической КПП.

Как переключать передачи на квадроцикле
Принцип работы вариатора

Вариатор совмещен с коробкой передач. Рычаг переключений может быть в пяти разных положениях:

L – понижающая передача;
H – повышающая передача;
N – нейтраль;
P – парковочная блокировка;
R – задний ход.

Как переключать передачи на квадроцикле
Рычаг переключения передач на квадроцикле с вариатором

Понижающая передача позволяет квадроциклу легче и без вреда для вариатора забраться на крутой склон, преодолеть бездорожье или перевезти груз. На повышающей передаче техника может развить максимальную скорость. Использовать ее рекомендуется для движения быстрее 10 км/ч.

Обычного сцепления на квадроцикле с вариатором нет. Вместо него – центробежное автоматическое. Поэтому перед каждым переключением обязательно полностью остановиться, выжать тормоз и снизить обороты двигателя до холостых.

Пошаговая инструкция по переключению передач на квадроцикле с вариатором

  • Убеждаемся, что квадроцикл на передаче P или N;
  • выжимаем педаль тормоза;
  • заводим двигатель;
  • включаем передачу H или L;
  • отпускаем педаль тормоза;
  • плавно нажимаем на рычаг газа, чтобы поехать.

Чтобы остановиться, достаточно просто убрать палец с курка газа – квадроцикл быстро замедлится и будет стоять даже в положение H или L, пока водитель снова не добавит оборотов двигателя.

Для продолжительной остановки лучше включить нейтраль. Чтобы техника никуда не укатилась, можно поставить ручной тормоз или передачу P.

Как переключать передачи на квадроцикле с механической КПП

Механическая КПП обычно используется на малокубатурных заднеприводных квадроциклах. Конструктивно она похожа на трансмиссию скоростного велосипеда, только вместо звездочек здесь шестерни. Они соединяются в разных сочетаниях в зависимости от выбранной передачи.

Чтобы ничего не сломать при переключении передач, есть сцепление. Этот механизм отсоединяет трансмиссию от двигателя и позволяет шестерням замкнуться без нагрузки. Для управления сцеплением есть отдельный рычаг на руле.

На квадроцикле с МКПП передачи переключаются рычагом, расположенным у левой подножки. Как именно – зависит от конкретной модели. Популярные варианты:

  • для малокубатурной техники – R-N-1-2-3-4;
  • для мощной спортивной техники – R-1-N-2-3-4-5.

N – это нейтральная передача, на которой техника никуда не поедет. R – это задний ход.

Как переключать передачи на квадроцикле
Так выглядит конструкция МКПП квадроцикла

Пошаговая инструкция по переключению передач на квадроцикле с МКПП

  • Убеждаемся, что включена нейтраль;
  • заводим двигатель;
  • полностью выжимаем сцепление;
  • включаем первую скорость;
  • плавно отпускаем сцепление и добавляем немного газа;
  • когда квадроцикл тронулся, полностью отпускаем сцепление, регулируем скорость нажатием на газ;
  • для перехода на более высокие передачи отпускаем газ и полностью выжимаем сцепление;
  • перед переключением вниз заранее снижаем скорость.
Как переключать передачи на квадроцикле
Рычаги переключения передач на квадроцикле с МКПП

Как правильно пользоваться сцеплением

В чем сложность. Новичку бывает тяжело тронуться с места. Если слишком быстро отпустить сцепление или добавить недостаточно оборотов, двигатель заглохнет. Если дать слишком много газа и бросить сцепление, техника тронется с рывком и может даже выпрыгнуть из-под райдера.

Что делать. Поначалу можно попробовать тронуться вообще без газа – просто плавно и медленно отпускать сцепление. Это поможет прочувствовать момент, когда квадроцикл готов поехать и нужно прибавить обороты двигателя.

Как правильно переключать передачи

В чем сложность. Поначалу не очевидно, в какой момент нужно переключаться.

Что делать. Можно ориентироваться на ощущения. Если чувствуется вибрация, квадроцикл дергается и вяло разгоняется – нужно переключиться вниз, а если двигатель «ревет» – вверх. Другой вариант – смотреть на спидометр. Для каждой передачи есть свой оптимальный диапазон скорости. Вот усредненные значения:

  • первая – 0-20 км/ч;
  • вторая – 20-40 км/ч;
  • третья – 40-60 км/ч;
  • четвертая – 60-80 км/ч;
  • пятая (если есть) – от 80 км/ч.

Кратко

На механической трансмиссии передачи включаются ножным рычагом. Перед каждым переключением выжимаем сцепление.

На вариаторной трансмиссии передачи включаются рукой с помощью рычага, расположенного сбоку от водителя. Перед каждым переключением полностью останавливаем технику и удерживаем тормоз.