Аккумулятор питает фары, электростартер и прочую электронику квадроцикла. В среднем он служит 3–5 лет, но иногда выходит из строя раньше.
Расскажем о том, как отличить неисправный аккумулятор, выбрать новый и установить его своими руками.
Какой тип аккумулятора выбрать
Есть два типа аккумуляторов — обслуживаемые и необслуживаемые.
Обслуживаемые содержат жидкий электролит — раствор воды и серной кислоты.
Все обслуживаемые аккумуляторы работают только в вертикальном положении. Если квадроцикл сильно накренится или завалится на бок, электролит может вытечь и разъесть детали, а при попытке заменить аккумулятор — оставить ожоги на коже.
Еще из-за особенностей конструкции аккумуляторы с жидким электролитом быстрее разряжаются и в целом служат меньше.
Необслуживаемые аккумуляторы полностью герметичны. Даже если квадроцикл перевернется, жидкость не вытечет и ничего не повредит. Такие аккумуляторы бывают двух видов:
- AGM — с электролитом в конвертах из стекловолокна. Конверты лучше проводят электричество, чем перегородки в обслуживаемых моделях — за счет этого пусковой ток в них в 1,5 раза сильнее. Еще пластины таких аккумуляторов не окисляются и служат в 2–3 раза дольше.
- GEL — с гелеобразным электролитом. Он не дает пластинам разрушаться и отлично проводит ток — даже лучше, чем AGM. Так как гель может заледенеть на морозе, такие аккумуляторы не подходят для суровой зимы.
При выборе типа аккумулятора учитывайте стиль езды и пору года. Например, обслуживаемые аккумуляторы хороши для утилитарных квадроциклов и неспешных поездок, когда риск завалить технику на бок минимальный. А если техника используется для динамичных заездов, лучше выбрать необслуживаемый GEL.
На какие еще параметры обратить внимание
У аккумуляторов много характеристик, но значение имеют только ключевые:
Напряжение. Для большинства квадроциклов достаточно 12 В. Аккумуляторы меньшего напряжения используют для детской техники или электросамокатов, большего — для грузовиков.
Размеры. Важно, чтобы новый аккумулятор был такого же размера, что и старый — чтобы он поместился в отсек.
Полярность. Это расположение минусовой и плюсовой клемм, у всех аккумуляторов оно разное. Если ошибиться с выбором, аккумулятор не получится подключить к квадроциклу — не хватит длины проводов. Выбирать нужно такую же полярность, как и на старом аккумуляторе.
Емкость нового аккумулятора должна быть не меньше, чем у старого — чтобы энергии хватало на оборудование и запуск мотора. Можно брать с запасом, если планируете подключать дополнительную технику.
Пусковой ток. Это максимальная сила тока, которую аккумулятор может передать на стартер. Чем она выше, тем легче квадроцикл будет запускаться в мороз.
Где расположен аккумулятор и как его заменить
Чаще всего аккумулятор размещают под сиденьем водителя и пассажира. Чтобы его снять, следуйте инструкции:
- Заглушите двигатель и выключите электроприборы.
- Снимите сиденье водителя и пассажира.
- Открутите поддерживающую пластину, если она есть.
- Снимите отрицательную клемму (черная), затем — положительную (красная).
- Извлеките аккумулятор из лотка.
В среднем на снятие аккумулятора уходит 10 минут.
Устанавливайте новый в обратном порядке:
- Поместите аккумулятор в лоток.
- Уберите подальше все легковоспламеняющиеся жидкости — при подсоединении проводов к аккумулятору могут возникнуть искры.
- Подсоедините провода к клеммам, соблюдая полярность — если перепутать клеммы, можно сжечь предохранитель или аккумулятор. Крепко затяните болты, чтобы избежать замыкания.
- Обработайте клеммы смазкой от окисления.
- Поставьте сиденье квадроцикла на место.
Если самостоятельно заменить аккумулятор не получается, обратитесь в сервисный центр.
Что делать, если аккумулятор сел
Заряд аккумулятора проверяют примерно раз в три месяца: подключают мультиметр и смотрят на напряжение. Если оно ниже 12,8 В, нужна зарядка. Аккумулятор заряжают любым зарядным устройством с низким током (<1 А). Более мощные зарядки не подходят — аккумулятор может сгореть.
Аккумулятор может неожиданно сесть в дороге, если до этого квадроцикл долго простаивал. В этом случае его можно подзарядить от другого квадроцикла или автомобиля. Для этого нужно соединить аккумуляторы проводами и немного подождать.
Когда нужно менять аккумулятор
Чаще всего замена нужна в двух случаях:
После зарядки падает напряжение — слабого заряда не хватит на электротехнику и запуск двигателя, особенно в мороз.
На корпусе появились сколы или трещины. Через них может вытечь или испариться электролит, и тогда аккумулятор придет в негодность.
Сколько стоит аккумулятор
Обслуживаемые аккумуляторы самые дешевые. Самый простой стоит от 2000 ₽, вариант среднего качества — от 5000 ₽.
Аккумуляторы AGM стоят в 2–3 раза дороже обслуживаемых. Бюджетные обойдутся в среднем 9000 ₽, средние по качеству — 16 000 ₽.
Гелевые аккумуляторы GEL обойдутся в 3–5 раз дороже обслуживаемых. Минимальная цена — 15 000 ₽, средняя — 23 000 ₽.
Если вы выбираете аккумулятор AGM или GEL, присмотритесь к батареям известных брендов — например, Delta.
Для квадроциклов подходят две линейки Delta:
Delta CT — доступные аккумуляторы AGM емкостью от 2,5 до 30 А∙ч.
Delta EPS — гелевые аккумуляторы для мощных квадроциклов с большим количеством электрооборудования. В линейке есть модели емкостью от 12 до 30 А∙ч.
Где купить аккумулятор для квадроцикла
Купить аккумулятор Delta можно в ближайшем дилерском центре CFMOTO — они есть во всех крупных городах России.