Большинство мотоциклистов ездят в одиночку, но и групповые поездки – важная часть мотоциклетной культуры: вход в сообщество, безопасность всех вместе и каждого в отдельности, новый опыт и впечатления.
Даже если вы многие годы ездите на мотоцикле, навыки передвижения в группе не появятся у вас автоматически, поэтому лучше ознакомиться с советами. Есть как правила, так и рекомендации, на все из них стоит обратить внимание. Список далеко не полный, но он поможет вам лучше подготовиться к безопасной и приятной групповой поездке.
Готовьтесь заранее
Это значит, что необходимо заранее предусмотреть всё необходимое для поездки: полный бак, чтобы не нужно было останавливаться на заправке, защитное снаряжение, средства связи (радиостанция, мобильный телефон), инструменты, карту и прочее. По крайней мере, у одного в группе должен быть полный набор инструментов, основная карта маршрута и средства первой медицинской помощи. Все это строго обязательно.
Езди с теми, кого знаешь
Ездите с теми, чьим привычкам, зрелости и навыкам вы доверяете. Групповая поездка – не та ситуация, когда требуется разбираться с чьей-нибудь внезапной эксцентричностью. Под угрозой – безопасность каждого. Кто в таком случае захочет кататься в группе, где он никого не знает? Это невесело и уж точно неразумно.
Обговорите детали до поездки
Стоит обсудить такие важные моменты, как размер группы, назначить лидера и заместителя, определить маршрут, распланировать остановки, сигналы и прочие важные вещи.
Разумно перемещаться группой, состоящей не более чем из пяти-семи мотоциклов, хотя и девять – тоже допустимый вариант. Если ваша группа больше, лучше создать несколько отдельных компаний с собственными лидерами и заместителями, которые будут ехать с разницей в несколько секунд. При этом разумнее иметь нечетное число компаний, чтобы при построении «лесенкой» лидеры и заместители ехали друг за другом. На роль лидеров и заместителей следует выбирать опытных мотоциклистов, имеющих средства связи. Неопытному ездоку следует ехать сразу за лидером, а более опытным держаться позади новичков. Лидер берет на себя роль разведчика и источника информации, а заместитель отвечает за скорость.
Построение при езде на мотоцикле в группе
Езда группой без строя – причина аварий. Строй очень важен, он обеспечивает порядок и дистанцию. Большая дистанция разбивает строй, малая – опасна. Возможно, вам захочется ехать рядом с приятелем, чтобы пообщаться, но это неразумно, отвлекает вас от вождения и лишает маневра.
Лидерам следует располагаться слева, второй справа на безопасной дистанции, следующий – за лидером и т.д. Если мотоциклист покидает колонну, следующие за ним перемещаются в строю на одну позицию вперед. Это исключает необходимость нежелательных обгонов.
Не выпендривайтесь
У вас может быть лучший мотоцикл в группе или крутейшее снаряжение, но всем плевать, если вы ездите как кретин. Всегда оставайтесь на своем месте (не считая аварийных ситуаций) и уважайте выбранный порядок. Место, которое вы занимаете, ничего не значит, просто оставайтесь на нем.
Знайте, когда лучше двигаться колонной
Иногда, например, в узких местах, безопаснее и разумнее двигаться колонной по одному. Всегда следует проходить в колонне повороты, а также въезды на шоссе и съезды с него, узкие мосты, обгоны. Проехав подобное место, лучше вернуться к построению «лесенкой».
Помните, что при перестроении не стоит обгонять соседей.
Знайте, как перегруппировываться
Всегда есть вероятность того, что один или несколько участников отделятся от остальной группы. Важно знать не только то, как занять свободное место, но и как перегруппироваться. Необходимо определить места встречи или ориентиры на маршруте. Хорошее правило – собираться в следующем месте встречи, если вы потеряли кого-нибудь. Здесь также помогут средства связи.
Обгоняйте разумно
Лидер не может просто пойти на обгон, если автомобили впереди движутся слишком медленно. Ему нужно знать, достаточно ли места впереди обгоняемого автомобиля для всей группы. После обгона (по порядку, колонной) каждому нужно стараться не растягивать дистанцию, чтобы другие члены группы могли перестроиться, и не застрять позади обгоняемого автомобиля.
Делайте перерывы
Езда в одиночку требует энергии и концентрации, а езда в группе требует этого вдвойне. Запланируйте места для остановок и делайте перерывы. Неважно, если кто-то хочет продолжать ехать. Правила есть правила. Кроме того, это даст вам время отдохнуть и поговорить, поделиться впечатлениями от езды в группе и снять усталость.
Условные знаки при езде колонной
Предлагаем рассмотреть условные знаки руками по версии MSF (Motorcycle Safety Foundation), которые будут полезны при движении в колонне:
Поворот налево
Рука вытянута в сторону
Поворот направо
Рука вытянута в сторону и согнута в локте
Стоп
Рука опущена вниз, ладонью назад
Ускорение
Движения вверх вытянутой рукой ладонью вверх
Замедление
Движения вниз вытянутой рукой ладонью вниз
Следуй за мной
Рука вытянута вверх от самого плеча, ладонью вперед
Проезжай
Движения рукой вперёд с выставленным указательным пальцем
Замедление
Движения вниз вытянутой рукой ладонью вниз
Следуй за мной
Рука вытянута вверх от самого плеча, ладонью вперед
Помехи на дороге
Слева показывается рукой, справа – ногой
В один ряд
Рука и указательный палец вытянуты вверх
В два ряда
Два пальца и рука вытянуты вверх
Остановка на отдых
Короткие движения вверх-вниз вытянутой рукой со сжатым кулаком
Короткая остановка
Пальцы сжаты в кулак, большой палец указывает на рот
Включить поворотник
Сжимание и разжимание кулака на вытянутой руке
Съезжаем с дороги
Рука, согнутая в положении «поворот направо» совершает движения слева направо
Впереди ДПС
Похлопывание ладонью по шлему
Требуется заправка
Указание пальцем на топливный бак