Мотошлем — важнейший элемент экипировки мотоциклиста. Его история длится более 70 лет. В 1935 году подполковник Британской армии Лоуренс Аравийский попал в аварию на мотоцикле. Неудачный маневр стоил жизни. Хирург Хью Кэрнс пытался спасти подполковнику жизнь и настолько впечатлился этим происшествием, что оставшуюся жизнь посвятил исследованию аварий мотоциклистов.На основе этих исследований были разработаны средства защиты для байкеров, в том числе и мотоциклетный шлем.
С тех пор неоднократно менялись материалы, появились фильтры, подкладки — разработчики улучшали все части конструкции.Так появились современные шлемы, которые выдерживают серьезные нагрузки при ударах. Они обеспечивают комфортную езду, защищают от встречного ветра, насекомых и шума.
Тип шлема
Открытый шлем, или «три четверти»
Выглядит как обычный шлем без нижней части. Имеет более широкий обзор в сравнении с другими шлемами, но оставляет челюсть водителя неприкрытой.
Он подходит для спокойной езды на чоппере или круизере, но неплохо смотрится и с классическими байками в городских условиях. Дополнительно шлем имеет козырек, визор, встроенные темные очки. Нередко продается без дополнений: только защитная часть, похожая на каску. Покрытие и цвета разнообразны, выбор зависит от вкусовых предпочтений мотоциклиста: глянцевый или матовый, как модификации модели V520, цветной V580 или V529 с яркой аэрографией.
Закрытый шлем, или интеграл
Прикрывает голову полностью, поэтому его еще называют «фулфейсом». Это самый популярный тип шлема. Его ценят за то, что он полностью защищает лицо и челюсть от травм, дождя, насекомых.
Такой шлем универсален. У моделей V340 и V370 можно снять или приделать козырек, заменить визор. Это переходная «ступень» между классикой и экстримом.
Кроссовый шлем
Предназначен для езды по пересеченной местности в стиле «кросс» и «эндуро».
Рассмотрим отличительные черты на примере шлема V320:
- Козырек защищает от солнца, служит препятствием для летящей в лицо грязи и веток
- Передняя часть укреплена и выдвинута вперед, обладает дополнительной вентиляцией
- Отсутствие визора. Его можно компенсировать кроссовыми очками.
Как узнать свой размер
Возьмите портновский сантиметр и оберните вокруг головы, чтобы измерить окружность. Оберните сантиметр на 1-1,5 см выше бровей, над ушами и в максимально выпирающей точке на затылке. Лучше провести замеры несколько раз, чтобы точнее узнать окружность.
Если вы заказываете шлем по каталогу или в интернете, воспользуйтесь приложенной таблицей размеров или попросите совета у продавца: размерная линейка у разных производителей может отличаться.
Если вы приобретаете шлем в магазине, обратите внимание, чтобы шлем плотно облегал голову, не болтался, но и не давил. Если окружность вашей головы находится на границе двух размеров, лучше выбрать размер поменьше. Внутри многих моделей есть подкладка, которая спрессовывается под давлением щек и лба — тесноватый шлем может «разноситься» до вашего размера. Это безопаснее, чем брать слишком большой размер — свободный шлем может соскочить во время падения.
Материал
Термопластик — недорогой материал. Основное преимущество пластиковых шлемов — цена. Они доступнее композитных, но их защитные свойства хуже. Особенно это касается шлемов, состоящих из нескольких спаянный частей: они могут развалиться при ударе.
Еще один недостаток шлемов из термопластика — тяжелый вес. Это важно для спортсменов и путешественников. Бывалые мотоциклисты знают, как сильно ощущаются 200-300 грамм на шее при интенсивных физических нагрузках или во время длительных поездок.
Карбон — дорогой, прочный и легкий материал. Карбоновые шлемы состоят из нескольких слоев. Скорлупа — цельная внешняя оболочка — как правило, выпекается из углеткани. Внутренняя прослойка состоит из застывшей пены и похожа на пенопласт. Как раз она и принимает на себя весь удар при падении. Шлемы из карбона гораздо дороже, но высокая цена вполне оправдана легкостью и защитными свойствами.
Почему шлем необходим
Некоторые водители скутеров, мотоциклов и другого двухколесного транспорта пренебрегают шлемами. Но никто не застрахован от чужих действий или случайности. Погодные условия, пыль, попавшая в глаз, пьяный водитель… Любая мелочь на дороге может стать роковой.
Использование шлема предписано ПДД:
Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов
Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Помните, что помимо вас на дороге есть и другие участники движения. Никто не может гарантировать, что все они добросовестно соблюдают правила. Неважно, как медленно или аккуратно вы едете — другие водители могут проявить невнимательность или нарушить правила дорожного движения. Берегите себя и своих близких!