Контрруление на мотоцикле

25 июля 2019

Руление на мотоцикле отличается от руления на автомобиле. Если руль машины повернуть вправо, она и повернёт вправо. С мотоциклом всё прямо противоположно: если повернуть его руль вправо, он будет стремиться поехать влево. Такие различия связаны с центробежной силой, которая по-разному действует на поведение одноколейных и двухколейных транспортных средств.

Контрруление на мотоцикле

Контрруление начинает работать со скорости примерно 15 км/ч. Этот приём используют все, кто умеет ездить на велосипеде и мотоцикле, причём делают это они машинально. Нужный угол наклона достигается в несколько долей секунды. Новички могут легко запутаться в технике, ведь когда рулишь в одну сторону, мотоцикл поворачивает в противоположную. Но на практике всё происходит на уровне интуиции.

Для поворота на мотоцикле нужно наклониться всем корпусом. Когда райдер наклоняется в поворот, он выдерживает баланс между силой тяжести, тянущей его к земле, и центробежной силой, направляющей его к внешнему радиусу поворота. Байк поворачивает, когда водитель делает наклон и контролирует угол. 

Заставить транспортное средство повернуть без приёма контрруления нельзя. Поворот возникает вследствие наклона, и контрруление в этом случае — самый действенный способ сделать это.

Техника контрруления

Приём выполняется на такой скорости, при которой байк имеет так называемую гироскопическую стабильность. При контррулении райдер немного толкает рулевую рукоятку в противоположном направлении от того, куда хочет повернуть. В результате от центробежной силы мотоцикл поворачивает в противоположную сторону.

Пример. Если вы едете и хотите повернуть вправо, вы слегка толкаете руль влево. Это ведёт к тому, что мотоцикл уходит вправо.

Рекомендации по безопасности

  • Потренируйтесь манёвру на свободной стоянке или площадке.
  • Не дёргайте руль резко: резкие движения могут привести к падению.
  • Пока вы не освоили приём, не применяйте его на дороге.

Контрруление использовали все, кто пробовал ездить на мотоцикле. Во время манёвра о нём даже не задумываются. Приём работает на любой скорости и является единственной возможностью изменения направления движения двухколёсного мотоцикла. Понимание принципа контрруления поможет увереннее объезжать препятствия и сделает вождение безопаснее.